Брошюра. Все о лампадном масле


Брошюра "Что надо знать православным христианам о лампадном масле?" -


Содержание:Обряд возжигания лампад; История лампадного масла; Духовный смысл горящей лампады; Оливковое масло; Фальсификация лампадного масла в России; Растительные лампадные масла; Лампадное вазелиновое масло; Суррогаты и подделки лампадного масла; Практические советы.


«Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи…

Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете,

приидет Сын Человеческий» (Лк. 12:35, 40).

   В нашей брошюре рассказывается о церковной традиции возжигания лампад с елеем перед святыми иконами. Мы постарались уделить главное внимание описанию канонических правил этой традиции, рассеять заблуждения относительно лампадного масла и помочь преодолеть растерянность перед неоправданным разнообразием его на сегодняшних прилавках. 



  Горящая лампада.jpg Особая важность этих вопросов связана с тем, что в многочисленных церковных лавках и магазинах предлагается большое разнообразие масел для лампад: растительных, минеральных, технических, смешанных, масел с различными добавками, ароматизаторами и красителями. Но не все люди способны разобраться в этом обманчивом изобилии и часто становятся жертвами собственной непросвещенности. Так, в продаже нередко можно встретить масла с заманчивыми названиями, например: «деревянное» масло. Многие знают, что деревянное масло использовали в дореволюционные времена, при этом неправильно думают, будто «деревянное» масло добывают из дерева. То, что продается сегодня под названием «деревянное» масло, чаще всего представляет собой сомнительного качества маслянистую жидкость, не имеющую к «деревянному» маслу никакого отношения. И это происходит несмотря на то, что в Священном Писании «деревянное» масло не раз упоминается как синоним елея (1Пар. 27:28). Многие заблуждения происходят из-за того, что люди просто не знают религиозных основ христианской традиции, духовного и символического смысла горящей лампады, чем пользуются неблагочестивые производители, которые в погоне за прибылью «изобретают» дешевые виды некачественных масел и выдают их за лампадные.


   Поэтому цель данной брошюры – помочь сориентироваться в предлагаемом разнообразии масел и не ошибиться в выборе, дать практические советы о том, как и когда надо возжигать лампаду, какое масло выбрать, какой фитиль или поплавок использовать. Особое внимание в брошюре уделяется происхождению христианской традиции возжигания лампад, духовному и символическому смыслу горящей лампады и елея, а также изменениям, которые произошли в этой традиции за два последних века, когда из-за оскудения веры и благочестия, утраты глубинного понимания духовного смысла обряда стали употреблять в качестве лампадного масла нечистые, поддельные масла.

I. Происхождение христианского обряда возжигания лампад.

   Религиозный обычай возжигания лампады с маслом существовал уже во времена Ветхого Завета. Одной из первых заповедей Господа Бога Своему пророку Моисею было повеление устроить Ему в скинии собрания светильник из чистого золота: «И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки и цветы его должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его... И сделай к нему семь лампад, и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его» (Исх. 25:31-37). «И сказал Господь Моисею, говоря: прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчегаоткровения в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера и до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда» (Лев. 24:1–4).

   Таким образом, мы видим, что в ветхозаветной Моисеевой скинии светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (Исх. 30:8).

   Священный храмовый огонь отличался от мирского, обыденного: когда сыны Первосвященника Аарона - Надав и Авиуд принесли пред Господом "огонь чуждый", то есть не от жертвенника, не от того огня, который был указан для храма, но обычный, житейский, тогда оба они (Надав и Авиуд) поражены были смертью по неуважению к храму (Лев. 10:1,2). Но с другой стороны, Господь поощряет силу веры в Него. Так, еще до Рождества Христова, в 164 г., Иуда Маккавей в честь освобождения и очищения Храма установил праздник обновления. Храм был заново освящен. Священники должны были зажечь храмовый светильник, но во всем Храме не оставалось ни одного запечатанного сосуда с чистым елеем. После долгих поисков был найден маленький кувшинчик с нетронутой печатью первосвященника. Масла в нем могло хватить не больше чем на одни сутки. Чтобы приготовить новое масло, требовалось восемь дней. И все же было решено зажечь светильник, не дожидаясь новой порции масла. И случилось чудо: огонь горел все необходимые восемь дней.Храмовый огонь считался настолько священным, что не был забыт после разрушения Иерусалимского храма, и талмуд предписывает, зажигая вечером светильники, воздавать славословие Богу

   Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия, огненного столпа, который в нощи вывел Израиль: "Ты, Господи, светильник мой", - восклицает царь Давид (II Цар. 22:29). "Слово Твое - светильник ноге моей", - говорит он в другом месте (Пс. 118:105). Наряду со скинией, ковчегом откровения, жертвенниками, светильник храма считался святыней великой: все, что прикасалось к нему, считалось освященным (Исх. 30:29).

   По устройству храмовые лампады походили на светильники для домашнего употребления: сосуд, наполненный оливковым маслом (елеем), с плавающим в нем фитилем, который и зажигался, — только изготовлены они были из чистого золота и ставились на храмовый семисвечник (Исх. 25:31–40; 27:20; 37:17–24). В скинии был один семисвечник, а в храме Соломона — десять (3 Цар. 7:49; 2 Пар. 4:7).

   Со временем религиозный обряд возжигания светильников перешел из Храма в дома христиан. Надо полагать, что и в горнице Тайной Вечери, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святой Евхаристии также горели светильники с оливковым маслом. Возжигали лампады и святые Апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников» (Деян. 20:8). Апостолы происходили из иудеев и свою проповедь о Христе распространяли в первую очередь среди своих благочестивых соплеменников. Это обстоятельство обусловливало существование некоторых связей между Новозаветной церковью и центром религиозной жизни иудейства — ветхозаветным храмом.

   Не могли отказаться от благочестивого обычая возжигания светильника и те из евреев, которые перешли в христианство, так как само христианство не выдвигало взамен этого обряда нового установления, подобно тому, как оно выдвинуло против обрезания — крещение, а против кровавого жертвоприношения — бескровную евхаристическую жертву. Напротив, в апостольской проповеди о Христе нашелся такой мотив, который давал основание христианам из иудеев к удержанию этой священной традиции предков, но в новом ее идейном наполнении.

   Сам Христос Спаситель назвал Себя Светом миру (Иоан. 8:12). Тихий свет вечернего светильника напоминал им о Том, о Ком евангелист писал: «Был Свет Истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоан. 1:9). Горящий в молитвенном собрании светильник живо напоминал присутствующим о духовном пребывании с ними Христа, обещавшего быть там, где двое или трое собраны во имя Его (Мф. 18:20). Так, ветхозаветный обряд получил новое идейное, чисто христианское значение.

   Последнее оказалось настолько близким верующему сердцу христиан, что обряд вечернего возжигания светильника прочно вошел в их быт. Святой Григорий Нисский, сообщая о блаженной кончине св. Макрины, пишет, что когда наступил вечер и в комнату внесли огонь, то она широко раскрыла глаза и, смотря на свет, старалась прочесть светильничное благодарение, но так как голос у нее уже пропал, то она выполнила молитву лишь в уме, да движением руки и губ. Когда она кончила благодарение и занесла руку на лицо, чтобы перекреститься, вдруг сильно и глубоко вздохнула. Вместе с молитвой кончилась и ее жизнь. Этот рассказ св. Григория о последних минутах жизни св. Макрины показывает, как глубоко проник в быт христиан его времени и насколько священным для них являлся обычай светильничного благодарения. Умирающая женщина-христианка при виде внесенного в ее комнату светильника напрягает последние силы, чтобы прочесть молитву светильничного благодарения. Эта молитва оттягивает ее последний вздох, который наступает вместе с окончанием светильничного благодарения.

   Уже в III веке возникшая в христианском быту на основе ветхозаветных богослужебных установлений традиция вечернего светильничного благодарения получила значение церковного обряда, из которого возникла вечерня. Позднее обряд возжигания светильников стал совершаться во время всех богослужений, а не только вечернего: «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, — говорит учитель церкви Тертуллиан, — но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи. Литургия совершается у нас при свете дневном, но для того, чтобы изобразить чрез это Христа — Свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».

   Впоследствии стали зажигать лампады и ставить свечи в знак своего благоволения перед различными святынями: перед Евангелием, перед гробами мучеников, перед иконами святых. Блаженный Иероним Стридонскийв Послании против Вигилянция свидетельствует: "во всех Церквах Востока, когда читается Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный... Иные же сие творят в честь мучеников ".

   Символика огня и света в христианстве связана также с Чудом схождения Благодатного Огня на Гроб Господень. Именно через сошествие Огня Господь ежегодно свидетельствует о Своем Воскресении. Первым свидетелем схождения Благодатного Света во Гробе Господнем явился апостол Петр. По свидетельствам св. Отцов, Петр прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, помимо погребальных пелен, как мы читаем в Евангелии, увидел внутри Гроба Христова удивительный свет. "Сие видев, Петр поверил, видел же не только чувственными очами, но и высоким апостольским умом: исполнен был Гроб света, так что хотя и ночь была, однако в двух образах видел: внутренне, чувственно и душевно". Так сообщает нам об этом святитель Григорий Нисский. Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления Благодатного Огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.




  На Русь практика возжигания лампад перешла вместе с крещением из Византии, при святом равноапостольном князе Владимире.Таким образом, мы видим, что христианская традиция возжигания лампад, символизирующая Свет несотворенный, незримое присутствие Христа, а также людское почитание святынь, сложилась в первые века возникновения христианства на основе традиции светильничего благодарения и уходит корнями в древнейший ветхозаветный обряд, который установил Сам Господь в заповеди Моисею.


II. История лампадного масла


   Лампады у святыньВ религиозной традиции возжигания светильника издревле важнейшее, священное значение имело само возжигаемое вещество. Господь так наставлял Моисея: «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время» (Исх.27:20).«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне. Вот приношения, которые вы должны принимать от них... елей для светильника, ароматы для елея помазания... И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их…» (Исх. 25:1–3, 6, 8).

   Господь заповедал возжигать в светильнике только чистейшее горючее — оливковое масло, елей, который Израильтяне должны были приносить в храм в качестве добровольной жертвы.

   Елей (от греч.Elaia - масло из плода маслины, елей; масло для намащения) – представляет собой наиболее чистое оливковое масло высшего сорта, которое в те времена получали из лучших плодов масличного дерева (маслин), выбивая палкой или выжимая в давильных прессах (Исх. 27:20; Втор. 24:20; Мих. 6:15). В Ветхом Завете елей именуется также деревянным маслом (1 Пар. 27:28), так как оливковое масло получают из плодов, растущих на дереве. Масло же, полученное из семян, называют обычно растительным. Поэтому елей и деревянное масло — разные наименования одного и того же: масла оливкового.

   В древней Палестине елей наравне с хлебом и вином был одним из главнейших продуктов земледелия (Чис. 18:12; Втор. 7:13; Неем. 10:39, 13:5) и питания (1 Цар. 17:14; 3 Цар. 17:12-16; 1 Пар. 12:40). Его называли "жидким золотом", он был предметом первой необходимости и одним из самых ценных товаров: его вывозили в Финикию, Египет, Рим. Издревле были известны целебные свойства елея: им поливали на раны для облегчения боли (Ис. 1:6; Мк. 6:13; Лк. 10:34; Иак. 5:14), использовали как дезинфицирующее и очистительное средство; им пользовались для умащения тела и волос (Ис. 61:3; Пс. 133:2). Так, например, по словам Иосифа Флавия, больной Ирод по предписанию врачей принимал ванну из елея (Иудейские древности, XVII, 6, 5). Древесина масличного дерева отличается особой прочностью, и в те времена она очень ценилась: из нее изготавливали различные поделки и украшения для богатых домов и храма (3 Цар. 6:23,31).

   Елей добавлялся к каждому мучному жертвоприношению, он употреблялся для окропления в святилище, а также для освящения жилищ (Исх. 27:20, 30:22-23; Лев. 2:1-2, 4-7, 14:26). Елеем помазывали царей на царство (1 Цар. 10:1; 16:1,13; 3 Цар. 1:39; Цар. 9:1-6): согласно обычаю в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, когда преемника провозглашали монархом, священник возливал на его голову кубок елея. Елей считали символом прочности, духовной чистоты, просветления и благословения; обряд же «помазания» говорил о том, что власть даруется от Бога, Дух Которого отныне будет пребывать на Избраннике. Поэтому каждый властелин Израиля (а иногда и пророк) именовался Помазанником, Мессией, или по-гречески – Христом. Однако со временем этот титул стали относить лишь к великому Царю грядущего.

   С глубочайшей древности в священной истории елей и маслина оказываются знамениями духовных истин. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес ему свежий масличный лист (Быт. 8, 11) как свидетельство окончания потопа и появления суши, как свидетельство того, что гнев Божий престал и сменился милостью (так как масло "сглаживает волны", смягчает, очищает, питает). С тех пор оливковая ветвь является символом мира между Богом и людьми, символом мира людей между собой, символом возрождения, возвращения и воскресения. В Священном Писании во многих местах елей обозначает радость (Пс. 44:8; Ис. 61:3).


Кроме перечисленного разнообразия полезных качеств елея, его символического и культурного значения, он имеет явные преимущества для возжигания в лампадах.


Во-первых, оливковое масло считалось самым чистым из масел: при горении оно не выделяет никаких вредных веществ и не образует нагара, благодаря этим свойствам в совокупности со свойствами целебными оно более других подходило для длительного горения в помещении храма и олицетворялодуховную чистоту, просветление и благословение.


Во-вторых, имеет значение распространенная в древности образная ассоциация оливы со светом. Свет оливы - это не только свет пламени горящего масла, но и сияние кроны самого дерева. Когда ветер играет листвой, оливковые деревья окружены серебристым ореолом, который колышется, подобно волнам света. Нижняя сторона листа — серебристо-белого цвета, а верхняя — густо-зеленая. Этот контраст и создает ощущение, будто деревья излучают свет.

   В Новом Завете образы елея и маслины часто используются Спасителем и апостолами. В дальнейшем символика елея еще более углубляется под влиянием греческой культуры и языка, с одной стороны, и особого акцента евангельской проповеди на понятии милости — с другой. В проповеди Спасителя много говорится о милости и милосердии: «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7). А елей часто является символом милости Божией и милосердия человеческого.

   Так, в притче о милосердном самарянине Господь говорит, что самарянин возлил на раны человека, пострадавшего от разбойников, елей и вино (Лк. 10, 34). В этом прикровенно указаны спасительные действия Божии по отношению к духовно израненному человечеству, на которое изливается неизреченная милость Божия, отдающая Сына Единородного, чтобы Он Кровью Своею омыл грехи людей.

   В притче о десяти девах Спаситель говорит о достатке елея в светильниках у мудрых дев и нехватке его у неразумных. Мудрые имели чистые лампады и святой елей, а неразумные — только чистые лампады. Лампады в этой притче символизируют собой тела, а елей — милость. Мудрые девы имели девственное тело с девственной душой, но, кроме того, и милость великую по отношению к более слабым, к тем, кто еще не освободился от греха. Неразумные строго блюли целомудрие телесное, но презрительно, немилостиво относились к более слабым, высокомерно осуждали их и отворачивались от них с презрением. "Праведницы названы неразумными, - говорил святой Нил Синайский, - потому что, преуспев в весьма трудном, даже почти невозможном деле - сохранении целомудрия, они пренебрегли малым и легким". А пренебрегли они милостью, сочувствием, прощением, благодеянием. Лампада их чиста, но пуста и темна! Когда придет смертный час, тело покроется землей, а душа тронется в путь к вечной отчизне своей — светить ей будет и поведет за собой елей милости.

   В древние времена в Палестине было множество оливковых садов, ими часто засаживали склоны гор, поэтому многие места топонимически связаны с оливой и оливковым маслом. Они упоминаются и в Священном писании, где ассоциация этих мест с оливой имеет символическое значение.

   Так, Гефсимания (от древнеевр. Гат Шемен, что в переводе значит "давильня масла") — оливковый сад в окрестностях Иерусалима у подножия Елеонской горы, за потоком Кедрон (Ин. 18:1). В Новом Завете Гефсиманский сад описывается как излюбленное место отдыха Иисуса, здесь Он был предан Иудой и молился о чаше страданий (Мф. 26:46; Мк. 14:32). Как символ очищения, мира, благодати олива, и, соответственно, оливковая роща — наилучшее место для отдыха и молитвы; символично, что Иисус молил Бога Отца о милости, об удалении от Себя чаши страданий, среди олив, которые символизируют также милость Божию. После разрушения Иерусалима в 70 году по Р. Х. римляне срубили все деревья вокруг города на большом расстоянии, поэтому от прежней Гефсимании ничего не осталось.

   Елеон — в переводе с греческого означает «масличная роща» (Деян. 1:12). Елеонская или Масличная гора (евр. Хар ха-Зейтим)поднимается выше Иерусалима примерно на 60 м, с нее открывается изумительный вид на город и на лежащие вдали горы, на Иордан и Мертвое море. Когда-то ее склоны были засажены садами оливковых деревьев. Эта гора упоминается в Ветхом Завете как священное место погребений и как место, откуда начнется второе пришествие Спасителя (2 Цар. 15:30-32). Здесь Давид поклонялся Богу. С этой горы Иисус спустя сорок дней после воскресения вознесся на небо (Деян. 1:11). Вознесение Иисуса с горы, имеющей название Елеон, глубоко символично, так как в духовном смысле это означает вершину милости Бога к людям, возносящего естество человеческое в пренебесный чертог славы и вечной жизни. Откуда взялось у слова "масляный" (елей, елейный) переносное значение — "умягченный" (а значит, и "милосердный")? Дело в том, что по-гречески "милость" произносится "елеос" (eleeo - сострадательный, милосердный) и имеет со словом «елей» (от elaia - масло) общий корень - el-//-il-, который восходит к древней праоснове: веселый, радостный; добровольный, дающий; милостивый, милующий; тихий, Святой Дух Утешитель.Эти основные значения расширяются за счет добавочных: смолистый, сочный (теперь и масляный); и знающий, просвещенный (теперь и свет). Поэтому не случайно в древних текстах соседствуют слова "масло", "елей" и "милосердие", "милость" со словами "древо", "радость", "светится", "блажен", "утешь". Они обозначаются по-гречески: eleon, ileos, eleimones. В Пражском Академическом словаре (18), составленном с опорой на старославянский, греческий, латинский, немецкий и другие языки, содержится немало примеров таких соседств, взятых из Библии, апокрифов, гомилий: «Да пошлет ангела своего дати масло от древа милования» (misericordiae Nicod. 19, Stojanovie 109, 10); «и будет елея милования в радость» (Ibid. 109, 26); «где, как и масло маслины, перед очами Бога Всемогущего (Деятеля милования) светится (милосердия плоды) (Gregorii Magni, Homiliae.Misericordiae fructus. Bes.20, 110 bb 9 sq. - Exh.).


Созвучие греческих слов - eleos и elaion -указывает на то, что елей как вещество смягчающее и целительноеслужит символом Божественной милости, умягчающей наше ожесточение и исцеляющей греховные язвы наши.

   Таким образом, христианство приняло и сохранило глубокое религиозное и символическое значение елея. И по сегодняшний день елей имеет обширное употребление в Христианской Церкви. Елей применяется при обряде благословения хлебов: вместе с пятью хлебами, вином и пшеничными зернами благословляется и елей как вещество питательное и целительное в болезнях.

   На праздничной утрене освещение церкви усиливается возжиганием свечей и елея, когда поются псалмы о многой милости Божией к избранному народу и много раз повторяется припев: «яко в век милость Его, аллилуиа!» В церковном же языке эта часть праздничной утрени (которая начинается пением псалмов 134 и 135 - "Хвалите имя Господне" и - "Исповедайтеся Господеви" и продолжается до начала канона) означается словом полиелей (греч. polis -многий и eleos - милость; либо из polis - многий и elaion - елей). По первому словообразованию полиелей значит многомилостивый, а по второму - многоелеен. Причину такого названия этой части утрени иные полагают в том, что в полиелейном псалме 135-м много раз повторяется слово милость (eleos) в припеве - "яко в век милость Его"; иные в том, что во время этой части утрени Устав предписывает в честь праздника усиливать освещение церкви возжиганием свеч и елея (elaion). Обе эти причины могут быть совместны. На заутрене с полиелеем или всенощной после чтения Евангелия елеем совершают обряд Елеопомазания, символически изображающего излияние Божией милости на помазуемого.

   Чин помазания присутствует также в Таинствах: Крещения, Миропомазания, Елеосвящения. В Таинстве Елеосвящения иерей или епископ при помазании больного освященным елееми спрашивает для него, вместе с Церковью, благодать Божию, исцеляющую его душевные и телесные немощи. В этом случае елей несет в себе милость Божию к больному человеку, выражающуюся в оставлении (прощении) его грехов, благодать Духа Святого, очищающего и духовно возрождающего человека, и целительную силу от телесных и душевных болезней.

  Святой Апостол Иаков в Соборном послании указывал о Таинстве Елеосвящения : "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5:14-15). Совершение елеосвящения желательно несколькими (согласно требнику - семью) священниками (отсюда др. назв. - соборование), но допускается и одним. Чин елеосвящения состоит из благословения, начала обычного канона, ектений о болящем, освящения елея с иерейской молитвой, чтения семь раз Апостола и семь раз Евангелия (отрывков, где повествуется о покаянии, об исцелении, о необходимости веровать и уповать на Бога, а также быть сострадательным и милосердным). После каждого чтения Апостола и Евангелия произносится ектения и читается тайносовершительная молитва с помазанием больного елеем. После седьмого, последнего помазания священник кладет больному Евангелие на голову и читает разрешительную молитву. Число "семь" есть символический знак Церкви и ее полноты. По этой причине само помазание больного и молитвы об отпущении его грехов и исцелении повторяются семь раз. Елей в таинстве елеосвящения обычно используют смешанный с вином.

   О целительной силе помазания священным елеем свидетельствует множество чудес, произошедших по молитвам святых угодников. Так, в житии преподобного Серафима Саровского описывается следующее чудо.

   Однажды зимой привезли на санях больную женщину к монастырской келии преподобного. Больная вся была скорчена, колени сведены к груди. Ее внесли в жилище старца и положили на пол. Отец Серафим спросил ее: Исцеление перед лампадой

— Откуда ты, матушка?

— Из Владимирской губернии.

— Давно ли ты больна?

— Три года с половиною.

— Какая же причина твоей болезни?

— Я была прежде, батюшка, православной веры, но меня отдали замуж за старообрядца. Я переменила крестное знамение на двуперстие и в церковь ходить не стала.

— А веруешь ли ты опять в Святую Православную Церковь?

— Верую, батюшка, — отвечала больная.

Тогда отец Серафим сложил по православному персты, положил на себе крест и сказал:

— Перекрестись вот так во имя Троицы.

— Батюшка, рада бы, — отвечала больная, — да руками не владею.

   Отец Серафим взял елея из лампады от своей иконы Божией Матери «Умиление» и помазал грудь и руки больной. Вдруг ее стало расправлять, даже суставы затрещали, и тут же она получила совершенное здоровье.

   Один брат спросил отца Серафима: зачем он помазывает приходящих к нему из лампады, горящей в его келии перед иконой? Батюшка отвечал так: «Мы читаем в Писании, что Апостолы мазали маслом, и многие больные от сего исцелялись. Кому же следовать нам, как не Апостолам?» Этому обычаю следовал и святой старец, потому и помазанные получали исцеление. В Таинстве Крещения елей, освященный особой молитвой, употребляется для помазания того, кто приступает к св. Крещению. Из оливкового масла (с примесью особых ароматов) изготовляется также и миро, служащее для совершения Миропомазания— Таинства, в котором верующему при помазании тела священным миром подаются дары Святого Духа для освящения, укрепления и возрастания его духовной жизни.

   Во всех Таинствах подается благодать Святого Духа, но Миропомазание есть Таинство Святого Духа по преимуществу; оно завершает Крещение. Там — духовное рождение, здесь уже — духовное возрастание. При помазании разных частей тела священник каждый раз произносит: "Печать дара Духа Святого". Эта печать есть метка, свидетельствующая, что человек стал Божиим. Главнейшим даром Святого Духа является любовь, в сравнении с которой всё — ничто. К плодам Святого Духа относятся "благость, праведность и истина" (Еф. 5:9), "радость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал.5:22-23),тишина, сладость, тепло, благоухание, свет. Эти дары Святого Духа нетварны: святые отцы их называют Божественными энергиями, то есть проявлением Божественной жизни, которая подается нам от Отца через Сына в Духе Святом, и которой мы приобщаемся, принося плоды Духа (преп. Серафим Саровский).

   Таким образом, елей является образом-символом (по мере различия его духовной глубины): сострадания и милосердия Божия; света Божественного, просвещающего всякого человека; древа Жизни; Святого Духа и Его даров (радости, мира, милосердия, кротости).


III. Духовный смысл горящей лампады

Depositphotos_107068848_m-2015.jpg

Чистая жертва

   В древних храмах был полумрак даже в самый яркий день. Полумрак — это не тьма, не полное отсутствие света, а символ земной человеческой жизни, погруженной в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет Веры, свет Божий: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5).

   Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, которым окружены тайны Божии. Светом в истинном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием.

   Как мы уже говорили выше, символами этого истинного света с древнейших времен служат горящие перед святынями лампады и свечи. Церковные светильники всегда имели духовно-символическое значение, закрепленное уставом Церкви. Они возжигаются и ночью, и днем во время дневных служб, когда света из окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве. А при чтении Шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечей в середине храма для чтеца, пред иконами Христа, Богоматери и храмовой иконой в иконостасе. Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние — паникандило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царствии Небесном.

   В пояснениях к Уставу Богослужения Православной Церкви есть специальная глава "О светильниках и об освещении", где подробно рассказано о символике и назначении каждого из светильников (подсвечников, кадил, лампад).

   Образ и форма светильников в значительной степени определяются его предназначением и местоположением. Одиночный огонь лампады может означать одного из святых Церкви. Напольные светильники первообразом своим имеют Божество, являющееся людям, согласно Ветхому Завету, в виде огненных сущностей: столпа, водившего народ Израиля по Египту, неопалимой купины, представшей Моисею. Любой светильник со свечами, на каждой лампаде разнообразно постановленными, может служить образом неопалимой купины. Особый статус имеет церковное паникадило - самый большой из всех храмовых светильников.

   “Настольная книга священнослужителя” трактует паникадило, ниспускающееся сверху в центральную часть храма, и поликандила, находящиеся в боковых приделах, как символы “собрания, созвездия людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных oгнем веры, горящих огнем любви к Богу...”Литургист XV в. блаженный Симеон, архиепископ Солунский,уподобляет свечи в хоросе звездам, а круг, где поставлены свечи, называет твердию. Церковное паникадило несет в себе характеристики трех высших ангельских чинов: Серафимов как существ “пламенеющих, или горящих”; Херувимов, имеющих свойство “обилия познания, или излияния мудрости”; и Престолов, способных “постоянно возвышаться над всем дольним, премирно стремиться в горние”. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям.

   Важнейшее место в храме - за престолом в алтаре - занимает семисвечник. Древнейший его прототип, о котором упоминалось выше, описан в Ветхом Завете, при устройстве Скинии Моисея. В Апокалипсисе семь звезд означают семь Ангелов семи церквей, а семь светильников - семь церквей, семь духов Божиих (Откр. 1:20, 4:5). Семь светильников горят перед престолом Вседержителя. Так объясняется число светильников в семисвечнике. Для семисвечника также характерна форма стилизованного дерева. Расположенный за престолом в алтаре, то есть в самом центре церкви, в сердце ее микрокосмоса, этот светильник символизирует мировое древо жизни, которое росло в центре ветхозаветного Рая.

   Другой тип церковных светильников – лампады, которые, подобно звездам в небе, во множестве сияют в церковной полутьме. Неслучайно перед иконами ставятся сразу два источника света: подсвечник с восковыми свечами и лампада с горящим елеем. Блаженный Симеон Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу, как бы от лица всего творения. А горящая восковая свеча - превращение воска в огонь - означает обожение, превращение земного человека в новую тварь под воздействием огня и теплоты Божественной любви и благодати.

   Елей, как и воск, означает чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Поэтому елей возжигают перед святыми иконами – в храмах и в домах верующих. Но он имеет и другое значение: свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям — он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу. Так, перед иконой происходит символическая встреча, диалог Небесного Отца и его паствы.

   На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. По словам святого прав. Иоанна Кронштадтского, «светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества — престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники, горящие и светящие всему миру своею верою и добродетелями». То же говорил в VII веке по Р.Х. Софроний, патриарх Иерусалимский: «Лампады и свечи суть образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники».

   Святой прав. Иоанн Кронштадтский продолжает: «Огонь горящих… свечей и лампад… служат для нас образом огня духовного — Духа Святаго, сшедшего в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу. Огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. Так, в храме все поучительно, и нет ничего праздного, ненужного».

   Святой Григорий Богослов в «Слове на святое крещение» придает таинственное значение благочестивому обычаю возжигания лампад: «Светильники, которые возжешь, таинственно образуют тамошнее световодство, с которым мы, чистые и девственные души, изыдем в сретение жениху, имея ясные светильники веры».

   Как обобщение многогранности духовного значения горящей лампады звучат слова из «Миссионерских поучений» Святителя Николая Сербского: "Зачем перед иконой зажигается лампадка? Во-первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос: Я свет миру (Ин. 8, 12.). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души. Во-вторых, для того, чтобы напомнить нам о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы сынами света (Ин. 12, 36.) В-третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света, чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела (Мф. 5, 16.). В-четвертых, чтобы стала она нашей малой жертвой Господу, Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к Тому, у Кого в наших молитвах мы просим жизни, здоровья и спасения — всего того, что может дать одна только безграничная Небесная Любовь. В-пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца. Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам Его. В-шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому, как горят в лампадке елей и фитиль, покорные нашей воле, так же пусть горят пламенем любви и наши души, во всех страданиях покорные воле Божией. В-седьмых, чтобы напоминать нам о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше, эта наша внутренняя лампадка, не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели наши — горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь» (Миссионерские поучения, письмо 18).

   С древних времен известно немало чудес, в которых с помощью горящих лампад и елея проверялась твердость веры в Господа Бога и знаменовалась милость Божия к верующим. Так, в конце II века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду — и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом.

   И на нашей освященной крещением земле было явлено немало чудес, раскрывающих смысл этой церковной традиции. В обители преподобного Феодосия Киево-Печерского однажды произошел следующий случай. Приближался праздник Успения Пресвятой Богородицы, а в храме не было деревянного масла, чтобы возжечь в этот день лампады; и церковный строитель задумал выжать масла из полевых семян и наполнить лампады им, взамен деревянного. Спросив о том преп. Феодосия и получив его благословение, строитель поступил, как задумал. Когда же он собрался налить приготовленное масло в лампады, то увидал в сосуде с маслом мертвую мышь. Тогда он поспешил к преподобному и рассказал ему о случившемся, заверяя, что он со всякою осторожностью накрыл сосуд с елеем и не разумеет, каким образом туда влезла мышь. Преподобный же, поняв, что это случилось по Божьему смотрению, осудил свое неверие и сказал ему: «Нужно нам, брат, иметь надежду на Бога и уповать, что Он силен подать нам нужное; а не делать по неверию то, чего не следовало. Иди, вылей масло то на землю, и, молясь Богу, потерпим немного, и Он подаст нам сегодня масло в изобилии». Когда преподобный отдал строителю это приказание и помолился — был уже вечерний час. В это время один богач привез в дар монастырю большую бочку, наполненную деревянным маслом. Видя это, преподобный прославил Бога, что Он так скоро услышал молитву его. Маслом наполнили все лампады, и еще большая часть его осталась. И на другой день светло отпраздновали праздник Пресвятой Богородицы.

   Преподобный старец Серафим Саровский в своей молитве за усопших и живых придавал особое значение жертвенному смыслу горевших в его келии лампад и свечей. В ноябре 1831 года сам отец Серафим в беседе с Н.А. Мотовиловым объяснил это.

— Я, — рассказывал Николай Александрович, — видев у батюшки отца Серафима много лампад, в особенности многие кучи восковых свечей… подумал про себя: «Для чего это батюшка отец Серафим возжигает такое множество свечей и лампад, производя в келии своей нестерпимый жар от теплоты огненной? А он, как бы заставляя мои помыслы умолкнуть, сказал мне:

— Вы хотите знать, ваше боголюбие, для чего я зажигаю так много лампад и свечей перед святыми иконами Божиими? Это вот для чего. Я имею, как и вам известно, многих особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим (дивеевским сестрам — прим. ред.). Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот когда я читаю правило свое, то и поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне недостало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных — за несколько человек одну большую свечу, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз, убогий, сии свещи и кандила» (то есть лампады — прим. ред.). А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем не основанное, то и приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшего к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандила во дни и в нощи: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот, ваше боголюбие, почему Святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых Ангелов и святых человеков, Богу благоугодивших.

   Мы зажигаем лампады перед святыми образами, как видимое выражение огня нашей любви к Господу и к ближнему, от всего нашего чистого сердца. Если же приносишь жертву, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь, то напрасна и жертва твоя Богу: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23–24). Нельзя истинно любить Господа, не любя своих близких.

* * *

   К сожалению, ныне многие не знают духовного смысла лампады и горящего в ней елея и не придают им большого значения; а потому не гнушаются использовать для лампад дешевое некачественное масло, изготовленное из различных смесей, сдобренное парфюмерными добавками, скрывающих неприятный запах этих суррогатов. Сегодня такое масло часто именуется «деревянным», хотя не имеет к оливковому маслу никакого отношения. Первоначальный истинный смысл «деревянного масла» почти утрачен, и название это из-за привлекательности стали использовать для дешевых масел. Причина такой подмены — оскудение веры и благочестия и, как следствие, формальное отношение к церковному богослужению. Такое отношение Господь назвал закваской фарисейской (Мк. 8:15). Лампада для многих — лишь внешний атрибут храма или домашних икон, элемент украшения — и только.

   Основным аргументом использования плохого масла является его дешевизна. Но не надо забывать, что«елей и воск как самые чистые из веществ, употребляемых для горения, означают чистоту и искренность приношения, делаемого к прославлению святаго Имени Божьего (Исх. 27:20). Елей же (масло), в частности, означает усердие людей, подобное усердию мудрых дев, которые взяли елей со светильниками своими для встречи Жениха (Мф. 25:3,4), т. е. означает желание христиан быть угодными Богу делами своими, жизнию, а не верою только (ср. Пс. 44:8)» (Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви К. Никольского, Спб., 1874).

  В чем тогда выражается усердие людей, зажигающих в лампаде дешевое, но не чистое масло? Можно ли их приношение назвать искренним и чистым? Неужели для встречи Господа Иисуса мы возьмем из соображения экономии светильники с плохим маслом, оправдываясь тем, что нам не на что было купить хорошего?

   В Ветхом Завете устами пророка Малахии Господь так укорял священников за принесение к святому жертвеннику недостойной жертвы: «Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, а говорите: «чем мы бесславим Тебя?» — Тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения». И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф. Итак, молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф» (Мал. 1:7–9).

   Не является ли нечистое масло подобием жертвенного животного слепого и хромого? И если мы выбираем подарок любимому человеку, то неужели мы будем руководствоваться лишь соображением дешевизны, а не качества?

   Преосвященный Никанор, епископ Херсонский и Одесский, так говорил в своем поучении: «Давно ли мелкокорыстное лукавство стало благоприятной жертвой Богу? Давно ли потеряло смысл русское присловье «На Тебе, Боже, что мне негоже», которым схвачена и метко очерчена эта непривлекательная черта наших доморощенных фарисеев. Ведь еще в Ветхом Завете заповедано, что не пригоже приносить в жертву Богу то, что нам самим негоже (Лев. 22:21–22). А ты, православное чадо Нового Завета, христианская душа, а не жидовин, приносишь к жертвеннику Господню не вола, не овцу, не козла, а только грошовую свечку, да и тут норовишь, чтобы она была даже не грошовой, а копеечной. Кого же ты обманываешь, подобно Анании и Сапфире? Сущее твое не с тобой ли было?».

   Одно внешнее исполнение данной заповеди не может спасти человека. Чистой должна быть не только сама наша жертва, но дела и помыслы наши: «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь… когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис. 1:11, 15–18).

   Господь ждет от Своих учеников, от нас, православных христиан, не подарка в виде лучшего и драгоценного масла, но все сердце наше, весь ум, всю душу нашу, все силы наши и в Духе Святом возлюбить ближнего своего, как самого себя. Это-то и есть больше всех всесожжений и жертв. (Мк. 12:32–33).

   Только так сможем достигнуть мы Царствия Божиего, небесного града, который «не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец» (Откр. 21:23).


IV.Оливковое масло


   оливковое маслоДо сих пор мы говорили о духовном значении и символике горящей лампады и елея, об исторических предпосылках обряда возжигания светильников. Мы выяснили, что елей – оливковое масло – как символ чистой жертвы Богу с древних времен являлся единственным канонически установленным видом масла, которое можно использовать для возжигания лампад. Сегодня найти оливковое масло в магазинах не составит большого труда; но чтобы не ошибиться при выборе и покупке, необходимо знать основные характеристики оливкового масла, принятые в современном мире.

   В наше время производство оливкового масла – крупная мировая индустрия, которая выпускает разнообразные виды этого масла, использует различные способы производства. Для того чтобы помочь вам сориентироваться среди предлагаемого изобилия, мы расскажем о типах оливкового масла, о том, как отличить качественное масло от некачественного, о современных способах его производства.

  Оливковое масло (также елей, деревянное масло) — растительное жирное невысыхающее масло, добываемое из мякоти плодов оливкового дерева (маслины). Основная характеристика качества масла — кислотность. Это процент органических кислот, оставшихся в масле после выработки и рафинирования. Обычно чем выше кислотность, тем более интенсивный запах имеет масло; чем ниже кислотность, тем выше качество масла. В зависимости от стадии созревания оливок цвет масла изменяется от золотистого до темно-зеленого: желтый цвет имеет масло из зрелых плодов, зеленый – из неспелых. Зеленые масла — как правило, горьковатые; желтые — практически без вкуса.

   Масличное дерево (Olea europaea, маслина культурная, оливковое дерево) — древняя культура родом с Ближнего Востока. Это вечнозеленое субтропическое плодовое дерево высотой 4–12 м. Листья мелкие, сверху темно-зеленые, снизу серебристо-серые. Маслина — засухоустойчивая плодовая порода, выдерживает кратковременные морозы до -15 С. Живет 300–400 лет и более. Известны деревья возрастом свыше 1500 лет. Урожайность — 20–40 кг плодов с дерева. Археологи утверждают, что культивировать оливковые деревья начали в Средиземноморье около шести тысяч лет назад на сотни лет раньше виноградников.

   В настоящее время самые крупные насаждения маслин имеют Испания (более 2,2 млн. га), Италия (1,5 млн. га), Греция (0,5 млн. га). На территории бывшего СССР маслины выращивались в Крыму, Закавказье, Туркмении, Краснодарском крае. В мире известно около 500 сортов маслины, в бывшем СССР — около 80. Сегодня 99% всего оливкового масла в мире производится в районах Средиземноморья. Местные крестьяне относятся к нему с глубоким уважением и ценят его даже выше, чем другой средиземноморский подарок небес — вино. За оливковыми деревьями ведется такой же кропотливый уход, как за хорошим виноградником, чтобы каждый урожай давал маслины для масла наилучшего качества. Первое место в мире по производству оливкового масла занимает Испания. В отличие от других мировых экспортеров оливкового масла, в Испании запрещено производство и экспорт оливкового масла в смеси с другими растительными маслами. Это одна из причин его высокой цены на мировом рынке.

   Оливковое масло (особенно масло категории Extra Virgen) — бесспорный лидер среди прочих растительных масел по многим показателям. Во-первых, оно богато витаминами и очень легко усваивается: организм переваривает его почти на 100 процентов, тогда как подсолнечное масло — всего лишь на 80 процентов. Причина — высокое содержание олеиновой кислоты, необходимой для жизнедеятельности нашего организма. Во-вторых, по мнению специалистов Института питания, в 100-процентном оливковом масле даже при многократной термической обработке не выделяются канцерогенные вещества, и самое главное — оливковое масло лечит. Средиземноморские врачи с древности знали о целебных свойствах маслины. Благодаря содержанию моно- и полиненасыщенных кислот при постоянном употреблении оливковое масло способствует замедлению процессов изнашивания организма, профилактике сердечно-сосудистых заболеваний (ишемической болезни сердца, гипертонии и т.д.), стабилизации уровня холестерина в крови, улучшению пищеварения, усилению защитных функций кожи (лечение язв, ожогов, других кожных заболеваний) и стимуляции роста костной ткани.

   В зависимости от степени обработки плодов и стадий их отжима, а также от качественных характеристик продукта, оливковые масла классифицируют следующим образом: масло первого холодного отжима (Virgen), отжима с тепловой обработкой и фильтрацией (рафинированное) и оливковое масло из выжимок (второй отжим).

 оливковое масло первого отжима  1. Масло Extra Virgen — получают исключительно механическим способом, при котором не происходит необратимых изменений в составе масла (первый холодный отжим, девственное масло). Процесс состоит только из промывки, сушки, отжима на центрифуге. Масло холодного отжима Virgen наиболее соответствует ветхозаветному елею;

   2. Рафинированное масло Refinado — полученное обычно путем рафинирования Virgen. Рафинирование заключается в быстром испарении масла без доступа кислорода и конденсации.

   3. Масло из выжимок Pomace — масло, полученное из жмыха и прочих субпродуктов оливок (из отжимок предыдущих прессований), либо из смеси масел неустановленного происхождения (соответствует деревянному маслу в терминологии XIX века).

   Хранить оливковое масло нужно в сухом и, главное, темном месте, при температуре около 20 0С в плотно закрытой таре. При низких температурах (от +5 С и ниже) может дать осадок, без ущерба для качества. При последующем нагреве до комнатной температуры этот осадок бесследно растворяется. По образованию осадка при охлаждении можно проверить подлинность оливкового масла. Масло, произведенное в период с ноября по январь, может при долгом (до года) хранении постепенно осветляться — это нормально и говорит лишь о том, что масло «живое». У масла первого холодного отжима (Extra Virgen) цвет крышки на бутылке обычно зеленый. Цвет крышки на бутылке с оливковым рафинированным маслом чаще всего красный, желтый или коричневый.

   Использование оливкового масла высшего сорта в качестве лампадного, как это было установлено в Ветхом Завете, — это самый правильный подход к священному обряду. И сегодня есть возможность не отступать от ветхозаветных предписаний. Но исторически сложилось так, что в церковном обиходе уже в XIX веке появились заменители и подделки оливкового масла, отчасти из-за некачественности продукта, поставляемого из-за границы, отчасти из-за погони за дешевизной. Различные заменители и фальсификаторы распространены и в настоящее время. Далее мы рассмотрим, как и почему происходила фальсификация лампадного масла в России, а также, какие есть возможности замены оливкового масла на более доступные виды масел без ущерба благочестию и здоровью.


V. Фальсификация лампадного оливкового масла в России в XIX веке

Depositphotos_174403778_m-2015.jpg

   Оливковое масло в Россию всегда поступало из-за границы, так как погодно-климатические условия нашей страны не позволяют производить его в промышленных объемах. К середине XIX века в Россию завозилось более миллиона пудов деревянного (оливкового) масла в год. Однако нужно заметить, что уже тогда это масло было самого низшего сорта, отличалось неприятным запахом, и было абсолютно непригодным для пищи. Уже тогда различали три сорта оливкового масла: высший сорт — оливковое (прованское высшее), которое добывалось слабым прессованием на холоду зрелых плодов (3500 лет назад именно оно называлось елеем); второй сорт — обыкновенное прованское, получаемое горячим прессованием, и деревянное — из выжимок остатков от вышеупомянутого прессования, при нагревании и перегонке их с сернистым углеродом. Фактически в качестве лампадного использовались отходы от производства оливкового масла. Зачастую такое масло разбавлялось уже в стране-производителе. Вот цитата из известного литературного произведения середины XIX века, характеризующая деревянное масло низкого качества: «Луна ведь обыкновенно делается в Гамбурге; и прескверно делается… Делает ее хромой бочар... Он положил смоляной канат и часть деревянного масла; и оттого по всей земле вонь страшная, так что нужно затыкать нос» (Н.В. Гоголь. Записки сумасшедшего). Так упадок благочестия привел к изменению терминологии. Но, несмотря на плохое качество, стоимость даже низкосортного деревянного масла оставалась достаточно высокой. Благодаря развитию промышленности его стали подделывать в огромных масштабах. Для фальсификации деревянного масла применялись растительные масла: кокосовое, рапсовое, касторовое, — а также и углеводородные минеральные масла (нефтяные дистилляты), керосин, рыбий жир и сало. В эту смесь иногда добавляли немного оливкового масла, а иногда оно и вовсе отсутствовало.

  В Московском регионе на конец XIX столетия существовало 13 крупных заводов, которые производили около 840 000 пудов фальсифицированного деревянного масла в год. Кроме этих заводов были еще многочисленные кустарные производства, располагавшиеся в частных квартирах. В продаже появились многочисленные руководства приготовления «гарного масла» в домашних условиях. Московский фабрикант Давыдов, взявший патент на выделку искусственного деревянного масла, назвал его «гарным маслом». Оно состояло из смеси нефтяного и дешевых растительных масел и предназначалось для сжигания в осветительных лампочках. Постепенно стиралось различие между гарным и деревянным маслом, и фальшивое «деревянное гарное» масло стало проникать в храмы.

   В конце 80-х годов XIX века ситуация дошла до крайности, необходимо было принять энергичные меры по снабжению церквей чистым лампадным маслом. По распоряжению Св. Синода в 1888 году был произведен химический анализ 27 образцов масла и о результатах было сообщено в «Церковных ведомостях» (№№ 1, 2 за 1888 г.). Епархиальным властям было предложено выписывать самостоятельно лампадное масло прямо из-за границы и устроить в епархиях особые для него склады при монастырях и епархиальных свечных заводах. Но это мало помогло. Экономические соображения взяли верх над благочестием: в России начала формироваться т. н. «рыночная экономика», которая затронула и земную часть Церкви.

   После революции 1917 г. вопрос о лампадном масле был временно снят, как и многие другие вопросы, касающиеся обрядовой стороны богослужения. В советский период приходилось использовать то, что можно было достать. В безвыходной ситуации, в нарушение всех канонических требований, в церковный обиход вынужденным образом вошли нефтяные масла - трансформаторное, парфюмерное и целый ряд других. А лет двадцать назад или немногим более того их вытеснило вазелиновое масло.

   В настоящее время вновь появилась возможность выбирать: какое масло и какого качества использовать при богослужении, а также при келейной молитве. К сожалению, реальность в нынешней России такова, что она не может производить собственное оливковое масло в больших количествах, а закупать импортное для многих очень дорого. Поэтому современная Церковная практика предлагает некоторые уже устоявшиеся решения по данному вопросу. Основной принцип при выборе лампадного масла, по нашему мнению, должен быть следующий: если средства или еще какие-либо причины не позволяют жечь в лампадах оливковое масло, то заменять оливковое масло следует, по крайней мере, маслом чистым и качественным, хотя бы в этом соответствуя указаниям Священного Писания. И желательно добавлять в такое масло немного оливкового. Конечно, в быту для светильников можно использовать любое масло: и минеральное (на основе нефти), и растительное, — но, выбирая лампадное масло для обряда, необходимо покупать чистое и качественное.

   Рассмотрим возможность применения в качестве лампадного других масел растительного происхождения.


VI. Растительные лампадные масла

Depositphotos_34038251_m-2015.jpg

   Сегодня в качестве лампадного масла иногда предлагается использовать растительные масла, достаточно широко представленные на российском рынке: подсолнечное, кукурузное и др. Это не самое плохое решение с каноничной точки зрения. Но в силу своих свойств растительные масла при возжигании в лампадах быстро тухнут, забивая фитиль и образуя нагар на фитиле. Почему это происходит? 

   Масла растительные жирные — это извлекаемые из масличного сырья продукты, которые состоят в основном (на 95–97 %) из органических соединений, сложных полных эфиров глицерина и жирных кислот. При контакте с воздухом многие жирные масла подвергаются окислительной полимеризации («высыхают»), образуя пленки. Некоторые растительные масла нуждаются в обязательной очистке от примесей, которые вредны для здоровья человека. Так, семена хлопчатника содержат ядовитый пигмент госсипол, который удаляется путем рафинации. Почти все эти культуры относятся к разряду зерновых. Извлеченные из них масла являются либо высыхающими (льняное, конопляное и т. п.), либо полувысыхающими (подсолнечное, кукурузное, рапсовое и т. п.).

   Под действием температуры и атмосферного кислорода они полимеризуются и образуют мелкодисперсные смолистые вещества. Проходя по фитилю, частички образующихся смол закупоривают его, уменьшая подачу масла и размер пламени. Те частицы, которые все же поднимаются на поверхность фитиля и попадают в зону горения, из-за неполного сгорания образуют нагар, который полностью закоксовывает фитиль, и лампадка затухает. Таким образом, эти масла, являясь прекрасным пищевым продуктом, в качестве лампадного масла практически непригодны. Те же растительные масла, которые не высыхают (касторовое, миндальное и некоторые другие), по стоимости не уступают оливковому.

   Одно время организации, производящие лампадное масло, пытались наладить широкий сбыт лампадного масла на растительной основе в церковной среде. Но эти начинания постигла неудача, так как большинство производителей из экономических соображений стали реализовывать в качестве лампадного растительного масла дешевые смеси на основе индустриальных технических масел. Речь о таких маслах пойдет ниже.


VII. Лампадное вазелиновое масло

maslo lamp.jpg

   Некоторые правящие архиереи Поместных Православных Церквей в качестве лампадного (вместо оливкового) благословляют использовать минеральное медицинское вазелиновое масло, и оно на сегодняшний день занимает лидирующее место по употреблению в России.

white-oil.jpg

   Медицинское вазелиновое масло (ГОСТ 3164-78) на вид представляет собой прозрачную жидкость без запаха, достаточно вязкую и густую по консистенции. Оно допущено Министерством здравоохранения РФ для наружного и внутреннего применения. Благодаря современным технологиям очистки оно является высоко очищенным белым маслом, не содержащим вредных органических соединений: ароматических углеводородов, серы, азот- и кислородсодержащих соединений. В нем отсутствуют: парафин, вода, кислоты, щелочи, легкокипящие фракции (до 360С). Горение вазелинового масла происходит с большим выделением тепла, отсюда и высокая температура пламени. Поэтому пары вазелинового масла полностью сгорают (именно об этом свидетельствует не коптящее пламя), образуются только двуокись углерода и пары воды — естественные компоненты воздуха. Благодаря этому при горении вазелинового масла не выделяется копоти и запаха, горит оно без нагара.

   Пламя при горении получается ровным и не гаснущим, а достаточно высокая вязкость способствует равномерной пропитке фитиля. В практическом использовании вазелиновое масло удобно и экономично. Оно не обладает раздражающим действием на слизистые оболочки глаз и кожу, не проявляет сенсибилизации и аллергенных свойств.

   Исследования, проведенные специальными медицинскими подразделениями (Научно-исследовательским институтом химии и технологии лекарственных веществ, Онкологическим центром), показали, что медицинское вазелиновое масло не оказывает отрицательного влияния на жизненно важные органы, не обладает эмбриотоксическим, мутагенным и канцерогенным действием. Оно не накапливается в организме человека и полностью выводится из него.

   Срок годности медицинского вазелинового масла превышает десять лет. Хранить его можно даже в негерметичной упаковке. Хотя это масло производится из неорганических соединений (нефти), оно вполне соответствует требованию чистоты. 

   Вот как отзывается о качестве лампадного вазелинового масла ныне здравствующий архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий: «Масло прекрасное, истинно лампадное, вполне соответствует своему назначению. О чем и свидетельствуем».+ архиеп. Амвросий.

   На сегодняшний день медицинское вазелиновое масло на территории СНГ производят только три завода: Ярославский НПЗ им. Д.И. Менделеева, Самарский завод «Медхим» и белорусский завод «АКСО». Импортное вазелиновое масло стоит значительно дороже. Точно проверить его подлинность можно только в лампаде или в лабораторных условиях. До изобретения электричества лампады с маслом наравне со свечами возжигали не только перед иконами, но и для освещения храмов, во множестве устанавливая их на паникадилах. Эта традиция сохранена в некоторых храмах и по сей день, особенно в тех, где и вовсе не используют для освещения электричество. В этом случае удобство вазелинового масла трудно переоценить. Елей (оливковое масло) является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, сдобряет пищу. Так и вазелиновое масло используется в медицинской практике для лечения и помощи при различных заболеваниях. Мы специально так подробно остановились на вазелиновом масле, ибо на сегодняшний день оно является самым востребованным лампадным маслом на территории России.


VIII. Суррогаты и подделки лампадного масла в современной России


   Чистота — одно из главных требований, предъявляемых Священным Писанием к лампадному маслу. Но качественный и чистый продукт, как правило, стоит недешево. Поэтому некоторые производители для снижения себестоимости делают дешевые фальсификаты и оливкового, и вазелинового масел, а также «изобретают» новые смеси — лишь бы горело и приносило прибыль. В США, Греции, Италии и Турции разрешен экспорт смесей оливкового масла с другими растительными маслами при обязательном указании на этикетке слова MIXT. Все смеси (миксты), естественно, дешевле стопроцентного оливкового масла. Чаще всего в состав смеси входят дешевые соя или рапс. Некоторые производители честно в этом признаются: они пишут на этикетке истинный состав, правда, мелким шрифтом. Иные вовсе умалчивают о нем. Смешанное масло легко узнать по коричневатому оттенку, небольшому осадку на дне бутылки или другой емкости, в которой масло содержится, и отсутствию «специфического» запаха. В продаже иногда появляется фальсифицированное «деревянное» лампадное масло. Делают его в лучшем случае на основе технического оливкового масла низких сортов с добавлением более дешевого масла — на растительной или минеральной основе.

   Медицинское вазелиновое масло сегодня также подвергают фальсификации. За медицинское масло часто выдают белые технические масла, а иногда его разбавляют индустриальными маслами и маслами-мягчителями для резиновой промышленности.

   Сегодня в церковных лавках можно увидеть достаточно дешевые лампадные масла, представляющие собой желтую, иногда прозрачную жидкость малой вязкости, имеющую (если не добавлены ароматизаторы) неприятный запах. В основном это дешевые индустриальные масла или смеси из подобных дешевых масел. Если вазелиновое медицинское масло является дорогостоящим продуктом, для производства которого требуется много времени и затрат, то ароматизированные индустриальные масла мало чем отличаются от обычного керосина и должны стоить в 2-3 раза дешевле. Разумный человек не станет пользоваться подобными дешевыми смесями на основе индустриальных технических масел, если будет знать, что они из себя представляют. Часто названия таких масел звучат достаточно заманчиво — «Лампадное масло на растительной основе», «Ароматизированное», «Деревянное», встречаются даже названия святых мест. Иногда на этикетке указывается, что масло изготовлено «на вазелиновой основе».

   Всероссийский НИИ по переработке нефти произвел анализ двух образцов таких «традиционных» лампадных масел на растительной и вазелиновой основе. В официальном заключении указывается, что ни один из этих образцов не соответствует ГОСТу по основным физико-химическим показателям. Ни вазелиновой, ни растительной основы в этих маслах не оказалось. Присутствие в пробах значительного количества органических примесей и большого количества серы (которых не должно быть в норме), измененный фракционный состав и низкая кинематическая вязкость указывают на то, что основой этих масел является дешевое нефтяное масло типа индустриального И-20А. А для подавления неприятного запаха в них добавляются стойкие ароматические соединения синтетического происхождения.

   Получается, что сгорают эти масла быстрее, чем вазелиновое или оливковое, но при этом образуются копоть, жирные пятна на потолке, неприятный запах и аллергические реакции.

   Кроме того, производители такого масла не получили благословение ни одного епископа Русской Православной Церкви на использование его в лампадах. Церковная традиция не знает ароматизации лампадного масла, хотя ароматы и благовония присутствуют в других частях богослужения как обязательный элемент (например, ладан).

   Нечистые, дешевые масла при помазании у многих вызывают аллергию, а уж об употреблении его в пищу не может быть и речи. При горении запах керосина «пробивает» все парфюмерные добавки, это часто вызывает у людей, долго находящихся рядом с горящей лампадой, плохое самочувствие, головную боль и даже отравление, а помещение постепенно наполняется удушливым смрадом. Плохое масло наносит храмам значительный ущерб, коптя иконы и фрески, а сгорает оно быстрее хорошего масла, так что экономия здесь мнимая. Как правило, такое масло является мало вязким и легковоспламеняющимся, что может привести к пожару: заправленные им лампады нередко самопроизвольно вспыхивают. В последнее время некоторые нефтеперерабатывающие предприятия приступили к выпуску новых видов лампадного масла.

   Новокуйбышевский опытный завод органического синтеза «Волгасинтез» выпускает так называемое «масло лампадное рафинированное маловязкое». Некоторые продавцы почему-то именуют его «парафиновым». Это вещество представляет собой гептомер этилена, состоящий из углеводородов С14Н28 с различным расположением двойной связи по длине цепочки (тетрадецены). Фактически это химическое соединение не относится к классу масел, а представляет собой высоко очищенный керосин. Это подтверждается недопустимо низкой температурой вспышки в закрытом тигле – 900С.

   Поэтому такое «масло» нельзя зажигать в обычной открытой лампадке, это может привести к воспламенению его паров и пожару. Так, в храме св. вмц. Екатерины в Санкт-Петербурге пары этого «масла» вспыхнули в семисвечнике в алтаре во время службы.

   Подчеркнем, что «масло лампадное рафинированное маловязкое» производства ОАО «Волгасинтез» по причине пожароопасности можно применять только в закрытых «греческих» лампадках типа керосиновой лампы с фитилем и регулируемым колесиком. Нефтяная компания «ЛУКойл» в ближайшее время собирается приступить к производству масла лампадного, получаемого в процессе гидроизомеризации парафиновых углеводородов. По предварительным данным это масло по своим характеристикам будет приближаться к вазелиновому маслу.

   Несмотря на проникновение искусственных, синтетических веществ в церковный обиход, несомненный приоритет остается за веществами традиционными и натуральными. Существенные, глубинные отличия традиционных, натуральных веществ, применяемых Церковью, от их технических заменителей хорошо описал русский философ А.Ф. Лосев: "Нельзя, например, быть настолько нечутким, чтобы не видеть разницы между стеарином и воском, между керосином и деревянным маслом, между одеколоном и ладаном. В стеарине есть что-то прикладное, служебное, к тому же что-то грязное и сальное, что-то нахальное и самомнительное. Воск есть нечто умильное и теплое; в нем кротость и любовь, мягкосердие и чистота; в нем начало умной молитвы, неизменно стремящейся к тишине и теплоте сердечной. Также нахален и неблагодатен керосин; он меряет любовь на пуды и теплоту на калории; он духовно нечист и воняет смрадом; он – машина и смазочное средство. Как табак – ладан сатане, так керосин – соус для беса. Одеколон же вообще существует только для парикмахеров и приказчиков, и, может быть, только еще для модных протодиаконов. Так, молиться со стеариновой свечой в руках, наливши в лампаду керосин и надушившись одеколоном, можно только отступивши от правой веры. Это – ересь в подлинном смысле…»


IX. Практические советы


   Выбор лампадного масла 

   Поскольку оливковое масло является дорогостоящим продуктом и требует использования специальных поплавков (см. о них ниже), некоторые благочестивые христиане нашли такое решение этой проблемы: они используют в лампадах смесь оливкового и вазелинового масел или просто добавляют в вазелиновое масло немного оливкового масла (они прекрасно смешиваются между собой). Такую смесь лучше не покупать, а делать самим — так вы точно будете знать, что горит в вашей лампаде.

   Примечание: Если при использовании подобной смеси содержание оливкового масла (растительного) более 20%, то лучше использовать плавающий (греческий) поплавок, если оливкового масла меньше 20%, то подойдет обычный металлический. Если вы покупаете незнакомое масло, обратите внимание на внешний вид упаковки. Если она неопрятная и сделана кое-как, то велика вероятность того, что и качество самого масла будет таким же. Лампадное вазелиновое масло не должно иметь цвета и запаха (см. главу VI). О видах оливкового масла подробно рассказано в главе III.

   Особо следует изучить этикетку. На ней обязательно должны быть указаны: точное название масла, ГОСТ или ТУ, состав масла, условия хранения, объем (литраж), дата изготовления, номер гигиенического заключения Минздрава РФ, сведения о производителе — название и адрес. Крупные производители лампадного масла имеют свои собственные розничные точки. В этих местах можно приобрести масло ожидаемого качества по низкой цене. О таких местах продаж можно узнать, позвонив производителю по телефону, указанному на этикетке. Полезно сравнить качество и стоимость лампадного масла разных производителей во время крупных православных ярмарок и выставок.

   В домашних условиях отличить настоящее вазелиновое масло от суррогатов можно по температуре замерзания. Поместите масло в морозилку. Настоящее медицинское масло сильно густеет при температуре плюс 5С и почти полностью замерзает при температуре минус 16–18С. Масло на «индустриальной» основе замерзает значительно позже — при минус 25–27 С.

   Выбор лампады

 Лампады.jpg  Лампады бывают трех видов: подвесные, стоячие и укрепляемые на специальных кронштейнах внизу перед иконой. Сами же стаканчики для лампад бывают как прозрачные (стекло), так и непрозрачные (керамика, металл). Стеклянные лампады (стаканы) обычно бывают красного, зеленого, синего, прозрачного и светло-желтого цветов. Синие стаканы используются во время поста. Большинство стоячих лампад бывают без металлических держателей, просто из стекла или керамики.

   Выбор поплавка

  Поплавок.jpg Поплавки бывают двух видов: плавающие (в масле) и лежащие на краях лампады (металлические).

   Плавающий поплавок состоит из трех частей: куска пробки (пробкового дерева), металлической пластинки (над пробкой) и пропитанного специальным составом фитиля. Для возжигания чистого оливкового масла (или любого другого растительного масла, а также смесей с большим его содержанием) подходят только плавающие поплавки, привозимые к нам из Греции. В Греции повсеместно используется натуральное оливковое масло. А для того, чтобы фитиль хорошо его тянул, между огоньком и поверхностью масла расстояние должно быть минимальным, т. к. сами свойства натурального масла не позволяют ему подниматься высоко вверх. Вот почему греческий фитиль, торчащий из дырочки в тонкой жестяной пластинке, просто плавает на поверхности масла, удерживаясь на ней кусочками пробки. Таким образом, огонек лампады и масло отделены друг от друга лишь тончайшей жестяной пластинкой. Такое плавающее на поверхности масла устройство называется поплавком. Это название перешло и к нам в Россию, хотя наши современные «поплавки» не плавают вовсе, а висят неподвижно на краях лампадного стаканчика.

   Главное неудобство греческих поплавков — пожароопасность, т. к. огонь находится слишком близко от поверхности. Для предупреждения пожаров, в лампады с такими поплавками, вначале наливают немного обычной воды, затем туда же осторожно вливают масло. Вода тяжелее масла и занимает дно лампадки. При полном выгорании масла фитиль не воспламеняется, а гасится водой.

   Выбор фитиля для лежачего поплавка

   Обычно фитиль делают (или покупают) из хлопчатобумажных нитей длиной 10–15 см. Фитиль должен достаточно свободно перемещаться (двигаться) внутри отверстия в поплавке. Чем гуще масло, тем меньшего диаметра должен быть фитиль.

   Когда возжигать и тушить лампаду

   Многие благочестивые православные люди затепливают лампадки во все время пребывания дома, некоторые только во время вечерних и утренних молитв, а некоторые вовсе не гасят лампады, даже уходя из дома: верят, что Господь не допустит случиться пожару от лампады, посвященной Ему или Его святым. Как поступать вам, решайте сами, сообразуясь с вашим усердием и верой.

   Молитва, читаемая при зажжении лампадки

   Возжги, Господи, угасший светильник души моей светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, прими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь.


   Литература


  1. Библия, или книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в синодальном переводе.
  2. Полный православный богословский энциклопедический словарь. М., 1992.
  3. Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви. К. Никольский, Спб., 1874.
  4. Белобородов В. В. Основные процессы производства растительных масел. М., 1966.
  5. Вартов Н.И. Производство лампадного гарного масла домашним способом. М., 1917.
  6. Жигаревич И. А. Культура маслины. М., 1955.
  7.  Житие преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, игумена Печерского.
  8. Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. Муром, 1893.
  9. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // А. Ф. Лосев. Из ранних произведений. М. 1990.
  10. Наставление православным христианам о церковной свече. М., Трифонов Печенгский м-рь, 2002.
  11. Никитинский Я. Фальсификация деревянного масла. Спб., 1888.
  12. Рюмин В.В. Кустарное производство гарного масла. СПб., 1910.
  13. Сергеева О.А. Елей: физика и метафизика слова (На материале церковных и поэтических текстов).
  14. Соснин И.С. Домашнее кустарное производство лампадного (гарного) масла. М., 1902.
  15. Сидоров А. Приготовление лампадного (гарного) осветительного и машинного масла. Спб., 1912.
  16. Успенский Н. Д. Православная вечерня. БТ. 1960, №1.
  17. «Церковные Ведомости» №№ 1, 2 за 1888 г.
  18. Slovnic Iazyka staroslovenskeno (Lexicon Linguae Paleoslovenicae)// Praha, Academia, 1973.



13:22 19.09.2011

Содержание:Обряд возжигания лампад; История лампадного масла; Духовный смысл горящей лампады; Оливковое масло; Фальсификация лампадного масла в России; Растительные лампадные масла; Лампадное вазелиновое масло; Суррогаты и подделки лампадного масла; Практические советы.