Что еще можно узнать о лампадном масле


Что еще можно узнать о лампадном масле? -

       Христианская традиция возжигания лампад, символизирующая незримое присутствие Христа, сложилась в первые века христианства. Она явилась продолжением ветхозаветного обряда возжигания светильников в храме. К веществу же, сгораемому в лампадах, предъявлялись самые высокие требования, как к символу чистой жертвы Богу.                                                                
        Господь заповедал возжигать в храмовых светильниках только чистое оливковое масло: «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время». (Исх. 27:20) 
       Елей (от греч. Elaia) – масло, добываемое из мякоти плодов оливкового дерева (маслин). Елей также называют деревянным маслом, так как получают его из плодов, растущих на дереве. 
       В древней Палестине Елей называли «жидким золотом». Он был предметом первой необходимости и одним из самых ценных товаров. Издревле известны целебные свойства елея; его использовали как обезболивающее и дезинфицирующее средство. Как продукт питания елей ценился наравне с хлебом и вином. Елей считался символом прочности, духовной чистоты, просветления и благословения. Им помазывали царей на царство, он употреблялся для окропления в Святилищах, для освящения жилищ, как жертвоприношение. 
         Христианство переняло и сохранило глубокое религиозное и символическое значение елея. Елей благословляется вместе с пятью хлебами, вином и пшеничным зерном при обряде благословения хлебов. Елей занимает важнейшее место в чине помазания, который присутствует в Таинствах Крещения, Миропомазания, Елеосвящения. 
        С точки зрения соблюдения церковной традиции - возжигания лампад, чистое (пищевое) оливковое масло самое подходящее. Как одно из самых качественных из растительных масел (оно относится к категории «не высыхающих масел») - при горении оно не выделяет никаких вредных веществ, почти не образует нагара и подходит для длительного горения в помещении храма (но правда - только с «плавающими фитилями»). 
          Оливковое масло в зависимости от степени обработки плодов и качества отжима делится на три группы: 
1. Масло Extra Virgen- получаемое в процессе механического (холодного) отжима. В составе масла не происходит необратимых изменений. Это масло наиболее соответствует ветхозаветному елею. 
2. Рафинированное масло. Рафинирование заключается в быстром испарении масла Virgen без доступа кислорода и конденсации. Масло теряет горечь, используется для приготовления пищи. 
3. Масло Pomace – масло из выжимок, жмыха (второй отжим), как правило, с добавлением примесей. 
Попытки некоторых производителей удешевить деревянное оливковое масло (елей) привели к появлению на церковном рынке некачественного продукта. 
          Фальсификат (подделка) оливкового масла – это техническое низких оливковое сортов масло (не годные в пищу отходы от оливковых производств) с добавлением более дешевых растительных или минеральных масел. 
Тщетность и бессмысленность попыток заменить натуральное качественное вещество суррогатом при возжигании лампад замечательно описал русский философ А. Ф. Лосев: 
 «Нельзя, например, быть настолько нечутким, чтобы не видеть разницы между стеарином и воском, между керосином и деревянным маслом, между одеколоном и ладаном… Также нахален и неблагодатен керосин; он меряет любовь на пуды и теплоту на калории; он духовно нечист и воняет смрадом; он – машина и смазочное средство. Как табак – ладан сатане, так керосин – соус для беса… Так, молиться со стеариновой свечой в руках, наливши в лампаду керосин и надушившись одеколоном, можно только отступивши от правой веры. Это – ересь в подлинном смысле». 
Самым главным препятствием для широкого использования в современной России оливкового масла, в качестве лампадного масла, - является его дороговизна. И здесь логично было бы предложить - использовать в России для лампад растительные масла, которые широко распространены в нашей стране, и, являясь чистыми (пищевыми), стоят гораздо дешевле оливкового. Но, оказалось, что любимые наши подсолнечное, кукурузное, рапсовое и т.п. масла при горении образуют мелкодисперсные смолистые вещества, которые закупоривают фильтр и делают их непригодными для длительного горения (даже с плавающими фитилями). 
   В современной Российской церковной практике с благословения многих правящих архиереев широко используется минеральное медицинское вазелиновое масло (оно же белое фармакопейное масло). Сегодня оно наиболее распространено у нас - как лампадное масло в храмах и домашних условиях. 
   Медицинское вазелиновое масло (ГОСТ 3164-78) допущено Минздравом для наружного и внутреннего применения. Оно является высокоочищенным белым маслом, свободным от вредных органических соединений. Пары вазелинового масла полностью сгорают, образуя только двуокись углерода и водяной пар (естественные компоненты воздуха). Поэтому масло горит без нагара, не выделяя копоти и запаха. Достаточно высокая вязкость масла позволяет равномерно пропитывать фитиль, и пламя получается стойким и ровным. Исследования, проведенные специальными медицинскими лабораториями, показали, что медицинское вазелиновое масло не оказывает отрицательного воздействия на организм человека. Являясь продуктом неорганических соединений (нефти), это масло, тем не менее, соответствует требованиям чистоты.  Вот слова о вазелиновом масле архиепископа Амвросия (Ивановского и Кинешемского): 
 «Масло прекрасное, истинно лампадное, вполне соответствует своему назначению». 
    Как чистое оливковое масло имеет целебные свойства, так и чистое вазелиновое масло широко используется в медицинской практике. 
     Использование вазелинового масла в качестве лампадного, вместо растительного «елея», конечно, является компромиссом (по отношении к традиции), но учитывая: Российские реалии, идеальные для горения свойства вазелинового масла, и то, что оно, хоть и произведено из нефти, но все же является высококачественным и чистым продуктом,  позволяет многим православным, заправлять им ежедневно в свои лампады. А многие, чтоб соблюсти, традицию – добавляют в вазелиновое масло – немного «елея» (пищевого оливкового).   
    Вазелиновое и оливковое масла прекрасно смешиваются. Самостоятельное приготовление такой смеси является превосходным решением проблемы поиска с одной стороны чистого и традиционного, с другой доступного и удобного лампадного масла. Полезно знать, что если в такой смеси оливкового масла больше 20%, то необходимо использование специального плавающего греческого поплавка, как и для чистого (100%) оливкового масла. 
Вазелиновое медицинское масло тоже подделывают – за него выдают белые технические масла, иногда разбавленные индустриальными маслами. Некачественное лампадное масло имеет, как правило, желтоватый цвет и неприятный запах, заглушить который часто пытаются ароматизаторами. В Церкви нет традиции ароматизации лампадного масла, хотя в богослужении  присутствуют ароматы и благовония (ладан). Нечистое масло быстро сгорает, оно имеет свойство разгораться - образуя копоть, оно часто вызывает аллергические реакции, головную боль и отравления. Масла – фальсификаты как правило маловязки и легко воспламеняются, т. е. пожароопасны. 
Есть некоторые способы отличить настоящие масла (оливковое и вазелиновое) от подделок. Чистое оливковое масло при охлаждении до +5 С и ниже дает осадок, который бесследно исчезает при последующем нагревании до комнатной температуры. Настоящее вазелиновое медицинское  масло не имеет цвета и запаха, оно ощутимо густеет при t -5 С.  Масло на индустриальной основе густеет при t -25 С. 
Использование и дома, и в храме чистого масла, оливкового или вазелинового медицинского, или их смесей, не причинит вред иконам и фрескам, благотворно скажется на здоровье и будет действительно «чистой жертвой». 
                
Статья подготовлена по материалам брошюры «Что нужно знать о лампадном масле», изданной Православным Братством сщмч Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца, и  Церковью Рождества Пресвятой Богородицы с. Льялово по благословению Высокопреосвященного Евлогия, Архиепископа Владимирского и Суздальского в 2003 г., Москва, «Новая книга».