1 августа – Обретение мощей и прославление преп. Серафима Саровского, чудотворца - Новости Братства сщмч. Ермогена

1 августа – Обретение мощей и прославление преп. Серафима Саровского, чудотворца

1 августа – Обретение мощей и прославление преп. Серафима Саровского, чудотворца Новости и православные праздники, стихи - изображение

     19 июля (1 августа по н. ст.) 1903г. в истории Русской Православной Церкви совершилось великое духовное событие – общецерковное прославление в лике преподобного Серафима, Саровского чудотворца, величайшего светильника Духа, заступника и молитвенника Земли Русской, состоявшееся спустя семьдесят лет по его отшествии ко Господу. В день рождения св. старца Серафима его честные мощи были торжественно обре́тены и положены в заранее приуготовленной раке. Это знаменательное событие сопровождали многочисленные чудодейственные исцеления болящих, во множестве съехавшихся в Саров. Преп. старец Серафим, бывший ещё при жизни чтимым многими, подобно преп. Сергию Радонежскому, стал после этого великого духовного и церковно-исторического события всенародно любимым и почитаемым святым.
     После того, как в 1833г. святой старец мирно отошёл ко Господу, памятование об этом великом подвижнике Духа продолжало благоговейно сохраняться в православной народной среде. Повествование о подвижническом житии преподобного было сохранено сёстрами Дивеевской иноческой обители и горячим его почитателем Н.А. Мотовиловым, который записал слова беседы с преп. Серафимом, касавшейся важнейшей задачи духовной жизни православного христианина – стяжания ещё здесь, на Земле, Духа Святого. Незадолго до того, как Русская Церковь канонизировала преп. Серафима, эта «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни» с Н.А. Мотовиловым, которая состоялась в ноябре 1831г. (когда оставалось немногим более года до отшествия преп. Серафима из этого мира) и которая являет собой поистине «золотой фонд» русской святоотеческой мысли, была разыскана и в 1903г. издана. Особо ожидали общецерковного прославления преп. Серафима дивеевские сёстры, и их горячими мольбами, а также молитвами всех православных русских людей были устранены все препоны, касавшиеся вопроса канонизации великого старца и открытия его честных мощей. 
     В 1895г. архиерей, управлявший Тамбовской епархией, представил Святейшему Синоду расследование, начатое в 1892 и закончившееся в 1894 гг., о множестве чудес и исцелений, которые по молитвам преп. старца совершались с теми, кто с несомненной верой испрашивал его заступления. В 1903г., в канун празднования Успения Божией Матери, было вскрыто место захоронения преподобного, и прокопавшие верх склепа, где покоился гроб с честными останками великого старца, обнаружили его не истлевшим. По рассмотрении акта, составленного по освидетельствовании св. мощей преподобного, Священным Синодом было подготовлено постановление о прославлении иером. Серафима в лике преподобных, которое совершилось 19 июля 1903г. На церемонии прославления присутствовали государь Николай II и его семья, оно совершалось при большом стечении духовенства и православного народа (ок. 300 000 чел.). 16 / 29 июля 1903г. в церквах Саровской обители служились Парастасы о приснопам. иером. Серафиме, а 17 / 30 июля совершился большой Крестный ход из Дивеева в Саров, в котором приняло участие великое множество народа, прибывшего из многих российских городов. Насельницы Дивеевской обители несли чудотворный образ Царицы Небесной, именуемый «Умиление». Следом за дивеевскими сёстрами во множестве шествовали представители духовенства. В течение всего Крестного хода шествующие пели канон Царице Небесной и иные свящ. песнопения. В часовнях, располагавшихся на пути шествовавших, служились короткие литии. Ко Крестному ходу, совершавшемуся из Дивеева, шёл встречный – из Сарова, который возглавлялся еп. Тамбовским Иннокентием. При встрече два Крестных хода объединились, и это поистине великое шествие, сопровождаемое праздничными колокольными звонами, пошло в направлении Сарова. 17 / 30 июля туда же, в Саров, прибыла Царская семья в сопровождении многочисленной свиты, и на следующий день совершилось Всенощное бдение, которое имело особое духовное значение – это было церковное богослужение, где впервые состоялось общецерковное прославление преп. Серафима уже как святого. На этом богослужении также впервые торжественно звучало величание «Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме». По окончании Евангельского чтения все участвовавшие в богослужении архиереи и духовенство, Царская семья, а также сопровождавшие её вел. князья приложились к мощам новопрославленного святого. Наутро была отслужена Божественная литургия. При совершении малого входа со Св. Евангелием честные мощи были обнесены вкруг престола и положены в приуготовленной раке. После окончания Божественной литургии состоялся праздничный Крестный ход со св. мощами вновь прославленного преподобного вокруг храмов обители. Молебные песнопения не прерывались до следующего утра. 
     До конца 1920г. честные мощи преп. Серафима хранились в Дивеевской монашеской обители. В декабре 1920г. по приказу новой безбожной власти их вскрыли, а в августе 1921г. закрыли и увезли. В конце 1920-х гг. они были выставлены на всеобщее обозрение в Страстном монастыре в Москве, в антирелигиозном музее, который находился тогда в стенах обители, где, с большой вероятностью, они пребывали и далее, вплоть до 1934г., пока Страстной монастырь не взорвали. По прошествии почти 70-и лет обнаружилось, что с того времени местом пребывания св. мощей преп. Серафима был ленинградский музей истории, религии и атеизма. Патриархом Алексием II Российскому центральному архиву было направлено прошение о предоставлении копий документов, которые были связаны с прославлением преподобного. По освидетельствовании св. мощей, они были облачены в новые одеяния и помещены в новой раке. 11 янв. 1991г. честные мощи преподобного были торжественно переданы РПЦ. При передаче мощей присутствовали Святейший Патриарх, архиереи и директор музея. 7 февраля святыня была перевезена в Москву, после чего с торжественным Крестным ходом, окончившимся 30 июля, св. мощи преп. Серафима были возвращены в Дивеево.
     С той поры уже в течение целого столетия старец Серафим прославляем и ублажаем Русской Православной Церковью в лике преподобных, а его честные мощи, пребывающие ныне в Троицком соборе Серафимо-Дивеевской монашеской обители, постоянно доступны для всенародного поклонения. 
     Преп. Серафим, Саровский чудотворец, уже больше века всецерковно и всенародно почитаем как великий подвижник, ещё при жизни сподобившийся от Бога даров чудотворения и исцелений, а по отшествии из этого мира – молитвенно предстоящий пред Господом за Русскую Землю и за всех просящих его предстательства и заступления.

Дни памяти преп. Серафима, Саровского чудотворца:

19 июля / 1 августа – первое обре́тение мощей, а также в Соборе Курских святых
28 июля / 10 августа – в Соборе Тамбовских святых
2 / 15 сентября (переходящая) – в Соборе Нижегородских святых
2 / 15 января – преставление, второе обре́тение мощей
14 / 27 июня – в Соборе Дивеевских святых


Возврат к списку