Яндекс.Метрика
14 января – Обрезание Господне - Новости Братства сщмч. Ермогена

14 января – Обрезание Господне

14 января – Обрезание Господне  Новости и Православные праздники
Бог есть Любовь, и высшим проявлением этой Божественной Любви к падшему человечеству явилась жертвенная Любовь Христа. Непостижимый и Всесильный Бог умалил Себя настолько, что сошёл на землю и принял человеческую плоть, а затем ради грешных и слабых людей претерпел поругание и крестную смерть. Первой ступенью на пути этого Божественного Самопожертвования стало Рождество Спасителя от Пречистой Девы Марии. Вторая же ступень – это Обрезание Господне. Поэтому в святые дни от Рождества Христова до Богоявления Церковь установила ещё один великий праздник – праздник Обрезания Господня.

Однако в свете радости Рождения Спасителя этот праздник, отмечаемый Церковью 14 января, остаётся как бы несколько в тени. Отчасти это связано с тем, что по дате он совпадает с Днём памяти святого Василия Великого и Новолетием, а также потому, что ритуал обрезания с наступлением эры христианства утратил своё практическое значение, «ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Гал. 5:6).

Для христиан этот обряд был упразднён в 49 году решением Апостольского Собора: «Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили… угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете» (Деян 15:23–29).

Тем не менее, праздник имеет очень большое значение для понимания истории нашего спасения и подтверждает собой необходимую и глубокую преемственную связь Ветхого и Нового Завета, ибо новое всегда произрастает из старого. В Ветхом Завете через символику его обрядов и предписаний, через прозрения его пророков и апостолов христианам открывается новый таинственный смысл, указывающий на Христа и Его будущую Церковь. Установление Церковью праздника Обрезания Господня сыграло положительную роль и в противостоянии ереси докетизма, представители которого отрицали реальность человеческой плоти Христа и утверждали иллюзорность Его земного воплощения.

Праздник Обрезания Господня важен ещё и потому, что через него раскрывается отношение к Ветхому Завету Самого Господа Иисуса Христа. Священный обряд обрезания Богомладенца Иисуса на восьмой день после Его Рождения был совершён в строгих рамках Ветхозаветного Закона. Как известно, обрезание младенцев мужского пола являлось обязательной и важной его частью. Обрезание было заповедано Богом и призвано служить знаком верности Ему со стороны Своего народа: «Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола» (Быт 17:10–12). Обрезание являлось символом любви и преданности Богу, готовности принести себя в жертву ради Него.

Нам хорошо известны Евангельские слова Спасителя, касающиеся отношения к Ветхому Завету: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Обрезание стало первым законоположенным священнодействием, которое принял на Себя Христос. Тем самым Законодавец показал пример людям, как следует относиться к исполнению Божественных предписаний.

Кроме этого, по мысли Дмитрия Ростовского, Господь фактом совершённого над Ним Обрезания проявил ещё большее смирение, чем Своим Рождеством на земле. Святитель так пишет об этом: «…в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех». Обрезание – это первая боль Христа и Его первая пролившаяся Кровь. Через Кровь Христа и Его Крестные страдания мы обрели Новый Завет с Богом, а Обрезание Господне стало для христиан прообразом Святого Крещения. Апостол Павел говорит о том, что христиане «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).

Святитель Феофан Затворник переосмысливая праздник Обрезания Господня, называет его «обрезанием сердца», при котором человек освобождается от страстей и влечений греховной плоти. Подобное духовное понимание обрезания встречается и у ветхозаветных пророков, например, у пророка Иеремии: «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего» (Иер. 4:4).

Значение праздника Обрезания Господня имеет ещё один, очень важный, аспект его рассмотрения. По еврейскому Закону, на восьмой день, сразу после обрезания, младенцу обычно нарекалось имя. Так же и в день Обрезания Господня праведный Иосиф совершил наречение восьмидневному Богомладенцу самого святого и спасительного имени «Иисус». Это имя было возвещено праведному Иосифу Ангелом ещё до Божественного Зачатия Сына Божия, но прозвучало во всеуслышание только в день, когда Богомладенец вступал под сень послушания Закону.

Об этом священном Имени апостол Пётр скажет следующие слова: «…ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:11). Считается, что в праздник Обрезания Господня каждому христианину надлежит на протяжении всего дня произносить Иисусову молитву. Но почему только в праздник? Ведь в постоянном призывании имени Господа Иисуса Христа состоит основа всей духовной жизни христианина, независимо от того, монах ли он или мирянин. И эта молитва лишь тогда может стать действенной и спасительной, если будет совершаться в смирении, искренности и простоте сердца, в осознании своего несовершенства и в стремлении всегда быть с Богом.


Воедино два Завета увязуя,
Слова Божия земное Воплощенье
Знаменуя и собой прообразуя
Искупительное Таинство Крещенья,

Почитаемое верными сегодня
Всесмиренное Обрéзанье Господне –
Да ведёт их к торжеству Богоявленья,
А святителя Василия моленья

Да пребудут им спасения залогом.
С новолетием, возлюбленные Богом!

Братство сщмч. Ермогена

Возврат к списку