15 марта – начало Великого поста - Новости Братства сщмч. Ермогена

15 марта – начало Великого поста

15 марта – начало Великого поста  Новости и православные праздники, стихи - изображение
Неделя Адамова изгнания завершает приуготовительный период для православных верующих перед вступлением их в Великий пост (во Святую четыредесятницу со Страстной седмицей), первый день которого в 2021 году приходится на 15 марта. Великий пост – самый главный, длительный и строгий из многодневных постов в христианском церковном году. Установлен он Церковью в воспоминание о 40-дневном посте Господа нашего Иисуса Христа в пустыне перед выходом Его на проповедь людям Святого Евангелия, а также, возможно, в воспоминание о тех 40 часах, во время которых Спаситель пребывал во гробе.

Это период литургического года, когда во всех православных храмах на богослужении произносятся покаянные молитвы и воспоминаются крестный путь, страдания и крестная смерть Спасителя, завершающиеся Светлым Христовым Воскресением – Пасхой Господней.

Духовной целью Великого поста является приуготовление верующих к празднованию Светлого Воскресения Христова – этого величайшего события в мировой истории. Практика пощения перед празднованием Пасхи существовала с самых первых веков христианства и постепенно развивалась до современных нам форм. У самых первых христиан, выходцев из иудеев, было принято поститься в день иудейской Пасхи – в воспоминание о крестных страданиях и крестной смерти Господа Иисуса Христа, по Его собственному слову «…отнимется у них Жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15).

Длился этот пасхальный пост 80 часов (40 дневных и 40 ночных) и совершался он христианами как духовная жертва Богу за своих соплеменников, в безумии своём распявших Мессию – Спасителя мира. Но Церковь приобретала себе всё больше и больше чад из бывших язычников, и вскоре число последних в Ней значительно превысило число иудеев, принявших Св. Крещение, поэтому христианская Пасха стала праздноваться после Пасхи иудейской, что было окончательно утверждено на Первом Вселенском (Никейском) Соборе в 325 году по Р.Х. В III веке продолжительность предпасхального поста увеличилась до 40 дней, что было обусловлено сформировавшейся к тому времени длительной практикой оглашения желавших принять Святое Крещение, которое Церковь старалась приурочить к празднованию Пасхи Христовой (этот пост в те времена назывался также «огласительным»).

Вместе с оглашенными, готовившимися к принятию Таинства Святого Крещения, постились и все остальные христиане – по примеру Самого Господа Иисуса Христа, постившегося 40 дней в пустыне за всех людей, ради которых Он пришёл в мир, дабы спасти их от греха и тягчайшего его последствия – смерти. В современной церковной практике Великий пост длится 48 дней, то есть – 7 седмиц без одного дня – собственно Пасхи, Светлого Христова Воскресения (последняя седмица Великого поста – Страстная – включает в себя не 7, а 6 дней).

В Великий пост, помимо Святой четыредесятницы (40-дневного периода пощения) и Страстной седмицы (завершающей Великий пост), входят следующие памятные даты:

1. Лазарева суббота – суббота шестой седмицы Великого поста, во время которой Церковью воспоминается чудо воскрешения Господом праведного Лазаря (Ин. 11:1-45);

2. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение) – шестое воскресенье Великого поста, православный церковный праздник, во время которого воспоминается торжественный въезд Господа в Иерусалим перед преданием Его на Распятие.

По церковному уставу в течение всей Святой четыредесятницы по средам и пятницам православные верующие до захода солнца должны полностью воздерживаться от принятия пищи, и эти дни особого воздержания в былые времена завершались приобщением Тела и Крови Христовых на Литургии Преждеосвященных Даров, которая была тогда вечерним богослужением (люди причащались Святых Даров сразу после вечерни).

Но в наше время понимание Литургии Преждеосвященных Даров как вечернего богослужения утрачено, и эта служба совершается по утрам, как и остальные чины Божественной Литургии. Согласно Типикону, в первые два дня Святой четыредесятницы пища православными не вкушается вообще, трапеза в первый раз поставляется только в среду сыропустной седмицы, после совершения Литургии Преждеосвященных Даров.

Также в течение всей Святой четыредесятницы по субботам и воскресеньям постящимся разрешается вкушать вино и елей, как и в навечерие праздников Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим (в Неделю цветоносную, иначе называемую Вербным воскресеньем), а в дни самого празднования Благовещения, как и празднования Входа Господня в Иерусалим (в Вербное воскресенье) православным позволяется есть рыбу и морепродукты.

Молитва святого Ефрема Сирина
Читается на службе в среду и пятницу Сырной седмицы, во все дни Великого поста до Великой Среды, кроме субботних и воскресных дней. В эти дни молитву святого Ефрема Сирина читают также в конце утренних и вечерних молитв.)

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон.) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Земной поклон.) Ей Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего; яко благословен еси во веки веков. Аминь. (Земной поклон.)

12 поясных поклонов с молитвой: Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. И повторяется вся молитва полностью: Господи и Владыко... Дух же целомудрия... Ей Господи, Царю... (И поклон один земной.)

Возврат к списку