Яндекс.Метрика
15 ноября – икона Пресвятой Богородицы Одигитрия «Шуйская» - Новости Братства сщмч. Ермогена
0

15 ноября – икона Пресвятой Богородицы Одигитрия «Шуйская»

15 ноября – икона Пресвятой Богородицы Одигитрия «Шуйская» Новости и Православные праздники

     Сегодня, 2 / 15 ноября, Русская Православная Церковь чествует Шуйскую-Смоленскую икону Пресвятой Богородицы – «новописаную Одигитрию Смоленскую», явленную в Шуе в 1654г., во время эпидемии моровой язвы, поразившей в 1654-55 гг. центральный регион государства Московского и унесшей жизни фактически половины населения Шуи и её окрестностей. Это поясная икона Богоматери, держащей на левой руке Богомладенца Христа со свитком в деснице. Особенность иконографии св. образа заключается в том, что Божественный Младенец изображён на ней со ступнёй правой ножки, стоящей на колене левой и поддерживаемой за пяточку Его левой рукой.
     В сказании об этой чудотворной иконе сообщается, что в самый разгар морового поветрия, совпавшего по времени с осадой русскими войсками Смоленска, в то время захваченного поляками, «во избавление от постигших их бед» прихожанами шуйского Воскресенского храма (что на посаде) было предложено написание нового образа Пресвятой Богородицы Одигитрии Смоленской – иконы, в те времена особо чтимой православными русскими верующими и не раз избавлявшей их от разного рода невзгод и напастей. Новая икона была создана за неделю иконописцем по имени Герасим Иконников и в скором времени получила наименование «Шуйская». Самым первым чудом, связанным с новонаписанной иконой, было то, что, несмотря на старания, иконописцу никак не удавалось прописать образ по типовой прориси, по которой обычно писались иконы Одигитрии Смоленской, заказанной ему прихожанами Воскресенского храма. Прорись новой иконы трижды чудесным образом, нерукотворно, самоизменялась, и иконописцу ничего не оставалось, кроме как последовать чудесному самонаписанию будущего святого образа, иконографически отличавшегося от заказанного ему. Вторым чудом от иконы было прекращение в городе морового поветрия.
     Общецерковное прославление новонаписанной иконы предварилось чудесными исцелениями не менее ста жителей города и окрестностей, произошедшими в 1666г. В связи с этими событиями жителями Шуи была составлена мирская челобитная, доставленная в Москву, с приложением описания всех чудесных исцелений, произошедших от чудотворного образа, впоследствии переложенная в «Сказание о чудотворной иконе (1667г.)».
     К несчастью, трагические события ХХ века в России привели к тому, что подлинник чудотворной иконы Богоматери Шуйской-Смоленской, созданный иконописцем Герасимом Иконниковым, был утрачен. Однако вскоре после прославления чудотворного образа, произошедшего в 1667г., был создан список с иконы, иконографически наиболее близкий к подлиннику, находящийся в наши дни в московском Музее Русской иконы. 
     Главное празднование Смоленской-Шуйской иконе Пресвятой Богородицы (связанное с каноническим общецерковным прославлением св. образа, состоявшееся в шуйском Воскресенском храме в 1667г.) было установлено Церковью непосредственно на дату её прославления – 28 июля (10 августа по н. ст.). В это же время чудотворной иконе было официально присвоено наименование «Смоленская-Шуйская Богоматерь», и с того самого времени Шуйская Владычица почитается как чудотворная и пользуется в России всенародной славой, на протяжении нескольких столетий приводящей к этому чудотворному образу множество паломников со всех уголков России и из-за рубежа. Также Церковь установила ещё один день чествования иконы Богоматери Одигитрия «Шуйская» – переходящее празднование этому чудотворному образу, совершающееся во вторник Светлой седмицы.

Пресвятая Богородице, спаси нас!



Возврат к списку