Яндекс.Метрика
18 января – Крещенский сочельник, Навечерие (канун) Богоявления

18 января – Крещенский сочельник

18 января – Крещенский сочельник Новости и Православные праздники

     Сегодня, 5 / 18 января, Православной Церковью совершается предпразднование Крещения Господня, т.е. празднуется Навечерие Богоявления – одного из главных двунадесятых Господских праздников в Православии, посвящённого важнейшему евангельскому событию – Крещению Господа нашего Иисуса Христа в водах реки Иордана Пророком, Предтечей и Крестителем Господним Иоанном, а также сопровождавшему это событие откровению (явлению) людям всех трёх Испостасей Пресвятой Троицы. Это предпразднество также носит название «Крещенский сочельник». Наименование «сочельник» происходит от слова «сочиво» – так называется особое праздничное блюдо, которое традиционного готовится заранее и вкушается верующими по окончании Божественной Литургии, совершаемой вечером этого дня. «Сочиво» состоит из отваренных зёрен пшеницы, смешанных с мёдом и резаными сухофруктами. 
     Утром в Крещенский сочельник священнослужители, одетые в праздничные облачения, совершают в храмах Божественную Литургию (чинопоследованием, составленным святителем Василием Великим). В день предпразднества Богоявления в течение всего дня, вплоть до выноса свечи по окончании Божественной Литургии (а не «до первой звезды», как традиционно считается в народе) православным христианам предписывается строгий пост с полным воздержанием от вкушения какой-либо пищи. Вечером, по окончании совершения Литургии, перед тем, как вкусить сочива и разговеться, прихожанам полагается испить освящённой Крещенской воды. Поскольку великое водосвятие совершается в этот день во время завершения утренней Божественной Литургии, Крещенскую воду в этот день дозволяется вкушать уже с утра, по окончании священнодействия. 
     В раннехристианской Церкви (вплоть до V столетия от Р.Х.) Рождество и Крещение Господни праздновались одновременно – 6-го января (19 января по н. ст.). Начиная с V столетия празднование Рождества Христова было перенесено на 25 декабря (7 января по н. ст.), а днём празднования Крещения Господня было оставлено 6 января (19 января по н. ст.). Временной отрезок «от звезды и до воды», т.е. 12 дней между Рождеством Христовым и Крещенским сочельником (вплоть до великого водосвятия) в народе носят название «Святки» – т.е. «святые дни». 
     Чинопоследование великого водосвятия (великого водоосвящения или освящения воды) традиционно совершается Православной Церковью единожды в богослужебном году – в день предпразднования Богоявления (в отличие от чина малого водосвятия, которое совершается в храмах многократно в продолжение всего церковного богослужебного года). Следует отметить, что обычай совершать освящение воды возник в богослужебной практике Христианской Церкви ещё в ранние века Её существования, причём, в прежние времена чинопоследование великого водосвятия совершалось только один раз – в Навечерие Крещения Господня. В современной же богослужебной практике Православной Церкви это чинопоследование совершается дважды: в первый раз – в стенах храма, при завершении Божественной Литургии в Навечерие Крещения Господня, и повторно – уже в день самого празднования Крещения, по завершении Божественной Литургии, когда совершается т.н. Крестный ход «на Иордань» (то есть, к ближайшему к храму водоёму), а если такого водоёма нет – то в стенах храма. По совершении священнодействия освящённая («святая») вода раздаётся верующим, чтобы те хранили её дома как святыню и употребляли по мере необходимости в течение всего последующего года, вплоть до последующего праздника Богоявления. При этом чинопоследование великого водосвятия оба раза – одно и то же, поэтому считать, что освящённая «Крещенская» и «Богоявленская» вода имеют между собой какие-то отличия – одно из многих заблуждений, бытующих среди не особо осведомлённых прихожан.


Возврат к списку