Яндекс.Метрика
21 апреля – Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье
0

21 апреля – Вход Господень в Иерусалим

21 апреля – Вход Господень в Иерусалим Новости и Православные праздники
     В воскресный день 6-ой седмицы Великого поста (называемый православными Неделей Ваий, по древнеславянской традиции – Неделей Цветоносной или Цветной, а в народе в наше время – «Вербным воскресеньем»), непосредственно предшествующий воскресенью пасхальному и открывающий собой Страстную седмицу, Православная Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим – один из главных православных церковных праздников, включённых Ею в число двунадесятых торжеств. Празднование это – переходящее: воспоминание этого великого церковно-исторического и духовного события совершается ежегодно в воскресенье 6-ой великопостной седмицы (в 2019 году эта дата – 8/21 апреля).
     Вход Господень в Иерусалим – одно из важнейших событий последних дней земной жизни Сына Божия и Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Это событие, произошедшее в воскресный день ровно за неделю до празднования иудейской Пасхи, после посещения Господом Вифании и Чуда воскрешения Им праведного Лазаря (Чуда, прообразовавшего скорое Светлое Воскресение Христово и грядущее всеобщее воскресение из мертвых), описали все четыре евангелиста (Мф.21:1–11; Мк.11:1–11; Лк.19:28–40; Ин.12:12–19). Торжественная встреча народом прибывшего во Святой град Иерусалим Спасителя накануне празднования иудеями Пасхи предшествовала Его Святым Страстям, а само событие – Вход Господа, восседавшего на молодом осле, в Иерусалим – было исполнением нескольких ветхозаветных пророчеств (Быт. 49:10–11; Пс. 8:2–3; Зах. 9:9). Многочисленные толпы людей, встречавшие Спасителя при входе Его в Иерусалим, устилали перед Ним дорогу пальмовыми ветвями и своими одеждами и приветственно кричали Ему «Осанна!» («Осанна» переводится с иврита как «Спасение», а буквально – как «Спаси, мы молим!»; это восклицание являлось во времена земной жизни Спасителя хвалебным). Однако в большинстве своём израильтяне воспринимали Богочеловека Иисуса Христа – Царя и Спасителя мира, Который принёс в этот мир Слово Божие, Слово Жизни, и Которому предстояло по доброй воле принять страдания и Крестную смерть за грехи всего мира, – как политического вождя и царя земного, которому должно избавить народ израильский от оккупантов-римлян и даровать суверенитет государству и народу. Потому в израильском народе задолго до этого события возникла идея «сделать Его царём»: «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царём, опять удалился на гору один» (Ин. 6:14-15), – идея, как мы видим из текстов Св. Евангелия, в корне противоречившая мессианству Спасителя, высшей и единственной цели Его земного служения, а потому всякий раз категорически отвергавшаяся Им – «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36). Однако в день входа Господня во святой град Иерусалим сквозь главные врата города Сам Дух Святой устами детей и народных толп, взывавших «Осанна в вышних!», засвидетельствовал явленное свыше Царское достоинство Спасителя. Вступив во Святой град с глубочайшим смирением Сына Божия, Он, вместе с тем, оказывается равночестным Отцу (об этом писали такие православные отцы-богословы как свт. Иоанн Златоуст, свт. Григорий Палама и др.). И следует особо отметить тот факт, что во всех Евангелиях (кроме Св. Евангелия от Марка) отмечается недовольство иудейских первосвященников как самим этим событием, так и (в первую очередь) тем обстоятельством, что Спаситель не воспретил приветствовать Его словами «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» – словами, которые недвусмысленно понимались многими (уже знавшими о многочисленных чудесных исцелениях Спасителем болящих, об изгнании бесов из бесноватых и главное – о Чуде воскрешения четверодневного праведного Лазаря) как приветствие веками ожидаемому ими и, наконец, пришедшему в мир Мессии – Спасителю Израиля и всего мира.
     Согласно церковному богослужебному Уставу, последование празднования Входа Господня в Иерусалим предписывает совершение всенощного бдения, которое состоит из великой вечерни, великого чтения, утрени и 1-го часа. Всенощное бдение предваряют малая вечерня и трапеза. После часов монахами совершается исхождение из обителей, символизирующее известное шествие. На Божественной Литургии в этот день полагается петь праздничные антифоны.
     Несмотря на строгий запрет Великим постом вкушать рыбу, на праздник Входа Господня в Иерусалим вкушение рыбы Уставом позволяется.
     «Вербным воскресеньем» 6-е воскресенье Великого поста (Неделя Ваий) называется в нашем народе потому, что вместо ветвей финиковой пальмы, которая в наших широтах не произрастает, русские православные верующие приносят в храм для освящения ветви вербы.

Тропарь на Вход Господень в Иерусалим, глас 1
О́бщее воскресе́ние/ пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я/ из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же./ Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще,/ Тебе́ Победи́телю сме́рти вопие́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Возврат к списку