22 января – святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, чудотворец - Новости Братства сщмч. Ермогена

22 января – святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, чудотворец

22 января – святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, чудотворец Новости и православные праздники, стихи - изображение
22 января, в день попразднества Богоявления, Русская Православная Церковь совершает празднование памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца. Имя этого святого дорого всем православным русским людям, во многом, в связи с историей его трагической кончины, которая явилась следствием верности святителя Правде Божией.

Известно, что святитель Филипп претерпел позор публичного лишения сана, мученическое заточение в монастыре и принял смерть от руки убийцы, по приказу царя Ивана Грозного. Почитая его подвиг твёрдого стояния в Истине, мы призваны молиться святому угоднику Божьему о России, о единстве нашей Церкви, о хранении и укреплении веры её народа.

Святитель Филипп родился в 1507 году и в крещении получил имя Феодор. Он происходил из семьи знатного московского боярина Степана Колычёва и его благочестивой супруги Варвары, глубокая вера которой в конце земной жизни подвигла её принять монашеский постриг с именем Варсонофия. Отец, будучи сам приближенным к царскому двору, готовил своего сына к государственной службе, однако Феодор изначально стал тяготиться суетностью придворной жизни, предпочитая ей уединение и чтение Священного Писания.

Суета мирских интересов и дел была чужда молодому человеку и настолько угнетала его, что он всё более укреплялся в мысли тайно оставить Москву и укрыться от мира. Определяющим моментом в принятии этого решения стали для него услышанные однажды за Божественной Литургией слова Господа: «Никто не может работать двум господам» (Мф. 6:24). Поэтому в том же 1537 году Феодор тайно, не попрощавшись с родными, покидает Москву и через некоторое время добирается до Соловецкого монастыря.

5858tygubgjm.jpg

Пройдя ряд трудных монастырских послушаний, молодой послушник через полтора года был пострижен в монашество с именем Филипп. Соловецкий монастырь стал для Филиппа местом духовного возрастания и монашеских подвигов. Под руководством опытных старцев он упражнялся в посте и молитве, исполнял тяжёлые трудовые послушания сначала в кузнице, а затем в пекарне, называемой «хлебня». Его старания были столь усердными, что будущий святитель получил благословение игумена монастыря удалиться на некоторое время из обители для уединённой молитвы.

В 1546 году Филипп стал игуменом Соловецкого монастыря и все свои силы посвятил дальнейшему духовному развитию обители в память её великих основателей – преподобных Зосимы и Савватия. Игумену Филиппу удалось разыскать утерянные к тому времени великие святыни обители: икону Божией Матери Одигитрии, принесённую когда-то на остров преподобным Савватием, а также каменный крест, находившийся ранее перед входом в его келью. Была найдена Псалтирь преподобного Зосимы и его облачение. Многое ещё совершил новый игумен для возрождения духовной жизни обители. При святителе Филиппе были отстроены два больших храма, освящённые в честь Успения Божией Матери и Преображения Господня. Монашеская жизнь стала подчиняться введённому игуменом новому уставу.

Сам святитель Филипп, по-прежнему любивший уединение, избрал для созерцательной молитвы место в двух верстах от обители. Впоследствии это место безмолвия и созерцания получило название «Филиппова пустынь». Однако Господь определил для Своего угодника иную дальнейшую жизнь и новый подвиг. Святитель Филипп был вынужден оставить Соловецкий монастырь и вернуться в Москву, чтобы, по решению царя Ивана IV (Грозного), принять сан митрополита и возглавить управление Московской митрополией и всей Русской Церковью. Кроме того, царь Иван Грозный предполагал найти в лице святителя Филиппа своего единомышленника, советника и духовного наставника. Для святителя не были приемлемы определённые стороны политики и действий Ивана Грозного, однако в процессе переговоров с царём он был вынужден согласиться вступить на Московскую кафедру при условии не касаться им дел опричнины и государственной политики царя.

Возведение Филиппа в сан митрополита состоялось в июле 1566 года. Царь Иван Грозный является одной из самых противоречивых и сложных личностей в русской истории. Государственное служение рассматривалось им как реализация Промысла Божьего в истории, и все предпринимаемые им действия в следовании этой святой цели, все жестокие карательные меры и многочисленные смертные казни оправдывались им как необходимое преодоление возникающих препятствий. При этом вся жестокость, проявляемая самодержцем к его к неугодным подданным, чередовалась в нём со стремлением души к покаянию и очищению.

Известно, что Иван Грозный даже предпринимал попытку постричься в монахи и получил на это благословение игумена Кирилло-Белозерского монастыря. Как повествуется в житии, после этого царь писал: «мнится мне, окаянному, что наполовину я уже чернец». По форме монашеской общины царь создал и свою опричнину. Послужив Богу подвигами с оружием в руках, опричники были обязаны в монашеских ризах выстаивать многочасовые церковные службы, а всем нарушавшим предписание полагалась строгая епитимия. Сам Иван Грозный со своими сыновьями также молился и пел в церковном хоре.

57tugj.jpg

После богослужения и утренней трапезы, за ходом которой наблюдал сам царь, «братия» совершала акт милосердия, раздавая остатки пищи нищим. Однако за черными ризами часто скрывались люди, далёкие от милосердия: грабители, убийцы, насильники, руками которых и совершались кровавые преступления. Несмотря на то, что Иван Грозный рассматривал эти преступления как совершающиеся против врагов России и Церкви, совесть его восставала и душа скорбела о содеянном.

Известно, что незадолго до смерти он распорядился составить особый «Синодик» с именами всех казнённых и замученных им и его соратниками людей и разослать списки убиенных по всем монастырям. Монахов же царь слёзно просил молиться о прощении его души. Однако при этом в 1567–1568 годах последовала новая волна казней в связи с раскрытым заговором бояр против царя. Иван Грозный безжалостно расправился с изменниками, и вновь пролилось много крови. Тогда святитель Филипп решил восстать против неправедных действий государя.

В 1568 году, когда Иван Грозный в монашеском одеянии, сопровождаемый опричниками, явился на Крестопоклонной неделе в Успенский собор, митрополит Филипп отказался благословить его и обратился к нему с обличительной речью: «В сем виде, в сем одеянии странном не узнаю Царя Православного; не узнаю и в делах Царства… О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за олтарем льется невинная кровь Христианская. Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы Цари благочестивые возмущали собственную Державу столь ужасно! В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки? ибо самые камни под ногами твоими вопиют о мести!.. Государь! вещаю яко пастырь душ. Боюся Господа единого!» (М.Н. Карамзин. История государства Российского).

Самодержец не мог стерпеть этого, и дальнейшая участь предстоятеля Русской Церкви была предрешена. Началась подготовка к его низвержению и поруганию. В Соловецкий монастырь была направлена специальная комиссия с целью собрать порочащие святителя Филиппа сведения. С помощью подкупа и угроз такие сведения были добыты, и святителя подвергли неправедному суду. Отвергая возводимую на него заведомую ложь и клевету, митрополит Филипп пожелал добровольно отказаться от сана, но отказ не был принят его мучителями.

Далее, несмотря на вынесенный судом приговор о пожизненном тюремном заключении, святителя вынудили возглавить Литургию в Успенском соборе Кремля. Это было сделано с целью преднамеренного надругательства над святым, так как во время богослужения в храм ворвались опричники. Сорвав с митрополита Филиппа священные одежды, они облекли его в рубище и изгнали из храма. Некоторое время святителя в кандалах и наручниках содержали в подвалах Московских монастырей.

В итоге привезли в Тверь и поместили в отдалённый Отроч Успенский монастырь. Там же 23 декабря 1569 года митрополит Филипп принял мученическую смерть от рук задушившего его наёмного убийцы, каким, по мнению большинства историков, стал Малюта Скуратов. В 1591 году мощи святителя Филиппа, по просьбе братии Соловецкого монастыря, были перевезены из Отроча монастыря на Соловки и помещены в монастырском Спасо-Преображенском соборе, а 9 июля 1652 года вновь торжественно доставлены в Москву.

В конце XVI века было составлено житие святителя и написана первая его икона. В настоящее время особенно важно обращаться с молитвой к этому великому угоднику Божьему, чтобы, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, «Церковь наша всегда хранила единство для того чтобы со смирением и силой нести свое пастырское служение народу. И мы молимся святителю Филиппу, чтобы он, предстоя престолу Всевышнего, приклонил к нам Его милость».

Возврат к списку