26 февраля – святитель Серафим (Соболев) - Новости Братства сщмч. Ермогена

26 февраля – святитель Серафим (Соболев)

26 февраля – святитель Серафим (Соболев)  Новости и православные праздники, стихи - изображение
13/26 февраля, Русская Православная Церковь чтит память святителя Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского – новопрославленного российского святого, жившего и совершавшего своё архипастырское служение в XX столетии. Будущий свт. Серафим (в миру – Николай Борисович Соболев) родился 1/14 декабря 1881 г. в г. Рязани, в благочестивой и многодетной семье рязанских мещан, где он был 10-м по счёту ребёнком.

Мать мальчика, Мария Николаевна, имела тайное желание, чтобы Николай стал священнослужителем, и с детских лет воспитывала сына в духе подлинного христианского благочестия. Нежную привязанность к матери святитель Серафим пронёс через всю свою жизнь, всегда стараясь поселить её поблизости от тех мест, где он нёс своё пастырское служение.

Успешно окончив обучение в Рязанском духовном училище, а потом в семинарии, в  1904 г. будущий святитель поступил в духовную академию в Санкт-Петербурге, и на 4-м году обучения в академии принял иноческий постриг с именем Серафим. В феврале того же, 1908 года, он был рукоположен во иеродиакона, а в марте – во иеромонаха. Осенью 1908 г. иеромонахом Серафимом на кафедре нравственного богословия была успешно защищена кандидатская диссертация, после чего он получил учёную степень кандидата богословия и право получения магистерской степени без каких-либо дополнительных экзаменов.

Тогда же иеромонах Серафим начал преподавать богословие в различных духовных учебных заведениях. В этот период жизни, во время посещения им Оптиной пустыни, будущий святитель Серафим сблизился с преп. Анатолием (Потаповым), тогда же ставшим его духовным отцом. Гражданская война и революция случились в период его пребывания в Воронеже, где в декабре 1912 г. он был возведён в сан архимандрита с назначением ректором Воронежской духовной семинарии и откуда после отступления из города армии генерала Деникина вынужден был выехать на юг России вместе со своим братом, иеромонахом Сергием.

В 1920 г. архимандрит Серафим был назначен на должность ректора Симферопольской духовной семинарии, а в октябре того же года он был хиротонисан митрополитом Антонием (Храповицким) во епископа и заступил на должность викария Полтавской епархии. Однако вскоре, в связи с отступлением из Крыма армии генерала Врангеля, епископ Серафим вынужден был покинуть Родину и, во избежание большевистского ареста, уехать за рубеж вместе с прочими беженцами из России (сначала – в Константинополь, потом – в Болгарию).

За границей святитель Серафим, хиротония которого была признана вновь избранным российским патриархом Тихоном (Белавиным), нёс своё архипастырское служение в Болгарии, где в 1921 г. был поставлен епископом Богучарским и до конца жизни оставался в должности управляющего русскими приходами, сначала – под юрисдикцией Русской Церкви за рубежом, а потом – Московского Патриархата.

Помимо регулярных субботних, воскресных и праздничных богослужений, совершавшихся святителем в подчинённых ему храмах и монастырях, невзирая на постепенно развивавшийся у него туберкулёз, а также на необходимость постоянно ухаживать за тяжелобольным братом, святитель также занимался обширной благотворительной деятельностью. По его распоряжению было организовано братство, занимавшееся улучшением материального положения малообеспеченных прихожан подчинённого ему Никольского храма в Софии, а после – и специальный комитет, занимавшийся сбором помощи для голодавших в то время в связи с произошедшим в России большевистским переворотом русских монахов на святой горе Афон.

В 1934 г. Архиерейским Собором Русской Зарубежной Церкви епископ Серафим был возведён в сан архиепископа. По свидетельствам духовных чад владыки Серафима, за его богоугодное житие и усердие в пастырском служении Господь удостоил Своего угодника многих духовных даров, в частности – дара прозорливости. С 1920 по 1945 гг. святитель Серафим находился в подчинении Русской Православной Церкви за рубежом, во всё время Второй мировой войны категорически отказываясь служить молебны о победе Германии в этой войне и не давая благословения своим духовным чадам на участие в этой войне против России, о государственном устройстве которой он непрестанно размышлял и даже посвятил этой теме свои труды под названием «Русская идеология» и «Об истинном монархическом миросозерцании», где основной была идея «симфонии властей» – власти церковной и монаршей.

После победы СССР во Второй мировой войне, в октябре 1945 г., по прошению святителя Серафима, обращённому ко вновь избранному патриарху Русской Православной Церкви Алексию I, 7 русских приходов Болгарии, во главе с архиепископом Серафимом, вышли из юрисдикции Русской Церкви за рубежом и вступили в юрисдикцию РПЦ. В 1946 г. святитель Серафим получил гражданство СССР, а в мае 1946 г. в Софии им была принята делегация РПЦ во главе с патриархом Алексием I. Летом 1948 г. святитель посетил Москву в рамках всеправославного совещания представителей автокефальных Церквей.

В последние годы жизни святитель Серафим резко выступал против модернистских обновленческих тенденций в церковной жизни в Болгарии, известно также его негативное отношение к вопросу о вступлении Русской Церкви во Всемирный совет церквей, а также – к возможности перевода богослужебной практики Русской Церкви на новый (григорианский) календарный стиль. При этом святитель, негативно относившийся к экуменизму, весьма серьёзно подходил к проблеме взаимоотношений с инославными в целом, не отрицая возможности серьёзного и взвешенного диалога с ними, но отрицая при этом саму возможность каких-либо догматических компромиссов.

Перед самой кончиной святителю Серафиму удалось исполнить свою давнюю мечту о создании в Болгарии иноческой обители, на открытие которой было получено благословения Святейшего Патриарха Москоского и всея Руси Алексия I и об устройстве которой святитель Серафим заботился до самой своей блаженной кончины. 26 февраля 1950 г. святитель Серафим преставился ко Господу, а 1 марта был торжественно и при большом стечении народа погребён в крипте любимого им при жизни храма во имя свт. Николая на улице Царя Калояна в Софии.

Есть множество свидетельств духовных чад архиепископа Серафима о получении ими по молитвам святителя уже после его блаженной кончины чудесной помощи в разного рода затруднительных обстоятельствах, а также о чудесных исцелениях от различных недугов и бесчадия. 3 февраля 2016 г. на одном из пленарных заседаний Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в Храме Христа Спасителя в Москве был решён вопрос об официальной канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) в лике святителей.

Дни памяти святителя Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского:

13/26 февраля – день преставления;
4/17 сентября – в Соборе Воронежских святых.

Тропарь святителю Серафиму, архиепископу Богучарскому, глас 4:

Боже́ственною ре́вностию при́сно распала́емь,/ Правосла́вия столп яви́лся еси́ в Софи́и граде возсия́в,/ и благоче́стием твои́м мно́гия лю́ди ко Христу́ приве́л еси́,/ па́стырю до́брый, святи́телю Серафи́ме,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь святителю Серафиму, архиепископу Богучарскому, глас 5:

Сосу́д Боже́ственных даро́в/ и дом Святы́я Тро́ицы яви́лся еси́,/ чудотво́рче святи́телю о́тче Серафи́ме,/ те́мже, име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ не оста́ви нас си́рых,/ и я́коже обеща́лся еси́,/ испроси́ нам моли́твами твои́ми// мир и ве́лию ми́лость.

Возврат к списку