Яндекс.Метрика
27 февраля – святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский - Новости Братства сщмч. Ермогена

27 февраля – святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский

27 февраля – святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский Новости и Православные праздники
14/27 февраля, Православная Церковь воспоминает святого равноапостольного Кирилла, первоучителя Словенского – наряду со старшим братом его, Мефодием, одного из двух живших и подвизавшихся в IX веке святых первоучителей и просветителей славян, прославленных Ею в лике равноапостольных.

Святой равноапостольный Кирилл (до схимничества – Константин) и его старший брат, св. равноапостольный Мефодий, происхождением своим были из богатого, именитого и благочестивого христианского семейства, проживавшего в Византийской империи, в македонском городе Солуни (ныне – Салоники, Фессалоники) и имевшего славянские корни. Всего детей в семье было семеро, и Мефодий был старший из них, а Константин – младший.

С юных лет будущий славянский первоучитель имел возможность получить отменное светское и духовное образование в столице Византийской империи, обучаясь и воспитываясь вместе с также ещё юным императором Михаилом III у известнейших константинопольских преподавателей и изучив многие современные ему науки и языки, а также многочисленные труды древних и современных церковных писателей и богословов (в особенности углублённо он изучал труды великого святителя и Вселенского учителя Григория Богослова).

За свой неординарный ум и обширные познания в светских и духовных науках Константин получил среди соратников прозвище Философ (Мудрец). Окончив обучение, ещё в молодые годы будущий святой был возведён во священнический сан и получил назначение на должность хранителя патриаршей библиотеки при Соборе Св. Софии. Однако спустя немного времени он возымел желание покинуть Константинополь и принять иноческий постриг, для чего тайком от правителя удалился в одну из окрестных монастырских обителей, однако вскоре был найден императором, возвращён назад и назначен на должность преподавателя философской науки в Высшую столичную школу.

Всё то же отменное образование, а также природный ум и дар рассуждения позволили св. Константину с лёгкостью победить в диспуте главного адепта иконоборческой ереси, именем Анний, после чего он был отправлен императором к сарацинам (магометанам, нынешним мусульманам) для участия в диспуте о Святой Троице, в котором им также была одержана победа. Через какое-то время св. Константин принял решение удалиться к старшему своему брату Мефодию, в одну из иноческих обителей, находившихся на Олимпе, дабы там пребывать в монашеском уединении, молитве и богомыслии, изучая богословские и духовно-нравственные труды святых Отцов.

Однако вскоре, в 857 г., уже оба были вызваны императором в столицу и отправлены на проповедь Св. Евангелия к хазарам. По пути братья решили ненадолго задержаться в г. Корсуни (нынешний Херсонес), где совершилось чудесное обретение ими из морских вод честных мощей сщмч. Климента, папы Римского и где св. Константин познакомился с человеком, говорившим на русском языке, у которого стал обучаться чтению и письму. Прибыв к хазарам, одержав своей пламенной Евангельской проповедью победу в прениях с иудеями и магометанами и обратив хазарского князя и всех его подданных ко Христу, свв. братья испросили у хана в благодарность за их успешную миссию дать свободу 200 греческим пленным, на обратном пути забрали с собой из Корсуни честные мощи сщмч. Климента Римского и вернулись домой.

Святой Константин остался жить в столице, а брат его, святой Мефодий, был поставлен игуменом в одну из иноческих обителей, находившихся возле горы Олимп. В 862 г. к императору Михаилу от князя Моравии Ростислава прибыли посланники с просьбой послать туда христианских миссионеров, могущих (в противовес притязаниям на церковную власть германских архиереев и иереев, которые вели там богослужения на латыни), совершать проповедь на понятном славянам языке. В 863 г., перед тем, как отправиться с миссией в Моравию, пребывая в строгом посте и усиленно молясь, святой Константин, при участии брата Мефодия и некоторых своих учеников, создал славянский алфавит и сделал перевод на славянский Св. Евангелия, Апостола, Псалтири и некоторых богослужебных книг.

После этого святые братья, принятые в Моравии с большими почестями, стали обучать клириков моравских храмов богослужению на родном языке, чем вызвали негодование германских архиереев, которые считали, что христианские богослужения должны совершаться только на одном из трёх языков – на еврейском, греческом или на латыни, и которыми по этому поводу была подана папе Римскому Адриану жалоба на обоих братьев. Однако святые братья, взяв с собой честные мощи Климента, папы Римского, обретенные ими в Корсуни, отправились к папе Адриану с просьбой официально утвердить 4-й богослужебный язык – церковнославянский. Возликовав при виде обретенных ими св. мощей папы Климента, предстоятель Римской кафедры с радостью официально утвердил славянский язык как один из богослужебных, повелев служить на нём Божественную Литургию также и в храмах в Риме.

В этой поездке в Рим святой Константин, ослабев от трудов, захворал и, будучи загодя извещён о близящемся смертном часе в чудесном видении от Господа, изъявил желание усугубить иноческий подвиг и был пострижен в схиму с именем Кирилл. По прошествии 50-и дней после этого, 14 февраля 869 г. (будучи всего 42-х лет от роду), святой Кирилл отошёл ко Господу, завещав старшему брату Мефодию продолжить великое дело просвещения славян светом Веры Христовой на их родном языке. Не вняв прошению св. Мефодия отдать ему честные останки брата для захоронения на родине, папа Адриан повелел с честью положить их рядом с обретенными ими мощами сщмч. Климента, папы Римского, в одноименном храме в Риме.

Тогда же от мощей св. Кирилла стало совершаться множество чудес. Точное время, когда первоучители и просветители Словенские Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых, неизвестно. Русская Православная Церковь чтит память этих святых начиная с XI века, а самые первые службы им, о которых известно ныне, относятся к XIII веку. Общецерковное почитание памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия было учреждено Русской Православной Церковью в 1863 г.

Дни чествования памяти св. равноапостольного Кирилла, учителя Словенского: 

14/27 февраля – день памяти (день преставления);
11/24 мая – совместная память равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских;
10/23 октября – в Соборе Волынских святых.

Тропарь равноапостольному Кириллу Философу, учителю Словенскому, глас 4:

От пеле́н приле́жно/ прему́дрость сестру́ себе́ сотвори́в, Богогла́се,/ пресве́тлую ви́дев, я́ко деви́цу чи́сту,/ ю́же прие́м, приведе́,/ я́ко мони́сты златы́ми се́ю укра́сив свою́ ду́шу и ум,/ и обре́теся я́ко други́й Кири́лл, блаже́нне,// ра́зумом и и́менем му́дре. Тропарь равноапостольным Киpиллу и Мефодию, учителем Словенским, глас 4 Я́ко апо́столом единонpа́внии/ и слове́нских стpан учи́телие,/ Киpи́лле и Мефо́дие Богому́дpии,/ Влады́ку всех моли́те,/ вся язы́ки слове́нския утвеpди́ти в Пpавосла́вии и единомы́слии,/ умиpи́ти миp// и спасти́ ду́ши на́ша.

Возврат к списку