Яндекс.Метрика
Успение Пресвятой Богородицы и Присноде́вы Мари́и
0

28 августа – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

28 августа – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Новости и Православные праздники

     Сегодня, 15 / 28 августа, по окончании Успенского поста, Православная Церковь совершает торжественное празднование Успения Пресвятой Влады́чицы на́шей Богородицы и Присноде́вы Мари́и – одного из великих Богородичных праздников, относимого Православной Церковью к двунадесятым и посвящённого воспоминанию блаженной кончины (блаженного Успения) Богоматери. Как повествует священное предание, к этому дню свв. апостолы, в то время совершавшие своё проповедническое служение в разных землях, были чудесным образом во множестве собраны Самим Господом в г. Иерусалиме для прощания с Пресвятой Девой Марией, дабы им, перед Её блаженным Успением, сподобиться Её благословения и совершить достойное Её погребение. 

     О последующем по Вознесении Её Божественного Сына земном житии Божией Матери во Св. Евангелии не говорится. О последних днях Её жизни на Земле мы узнаём из церковного предания. Точная дата и возраст Её, в котором произошло блаженное Успение Пресвятой Богородицы, также неизвестны. Сведения о событиях, связанных с Её Успением, восходят ко временам свв. апостолов. Об Успении Приснодевы в I в. н.э. написано сщмч. Дионисием Ареопагитом. Во II в. также повествовал о переселении Её на небеса во плоти свт. Мелитон, еп. Сардийский. Ссылки на сведения из преданий об этом имеются также у свт. Епифания Кипрского, жившего в IV в. н.э.

     Подводя итог всем имеющимся сведениям об этом великом церковно-историческом событии (которые достаточно неоднородны), можно в итоге полагать, что за какое-то время до Своего отшествия ко Господу Пречистая Дева возвратилась в Иерусалим и пребывала там. Весть о Ней как о Богоматери была уже широко распространена в мире, поэтому многие завистливые и горделивые люди вооружились против Неё, и ими совершались даже покушения на жизнь Пресвятой Девы, однако Она была хранима от всякого зла Самим Господом. Все последние дни Своей земной жизни Пречистая проводила в непрестанных молитвах и часто посещала Гроб Господень, молитвенно преклоняя на месте погребения и Воскресения Своего Божественного Сына колена и воскуряя благовония. Враги Христовы упросили первосвященников иудейских поставить у Гроба Господня стражников, чтобы те препятствовали Её посещениям святого места, однако Пресвятая Богородица не переставала приходить туда и возносить там Свои моления, будучи, милостью Божией, не видимой ими. Во время одного из подобных молений Ей явился архангел Гавриил с благой вестью о скором Её отшествии ко Господу, вручивший Пречистой Деве пальмовую ветвь в ознаменование истинности сказанного им.

     Ко дню блаженного Успения Пресвятой Девы Ею Самой были вызваны из мест их служения св. прав. Иосиф Аримафейский и многие другие ученики Спасителя, а также по Её свв. молитвам Духом Святым был восхищен из Ефеса св. ап. Иоанн Богослов. Также во множестве у одра Пречистой были чудесным образом собраны Самим Господом и другие свв. апостолы Христовы, чтобы послужить Ей в последние дни Её земной жизни. Улицезрев друг друга и духовно возрадовавшись, свв. апостолы, тем не менее, недоумевали и спрашивали друг друга – ради чего они собраны Господом в одно место, и тогда св. апостол Иоанн, приветствовавший их со слезами радости, возвестил им, что близится время отшествия Пресвятой Богородицы ко Господу. Войдя в комнату, где пребывала Печистая Дева, свв. апостолы улицезрели Ее восседающей на одре и исполненной духовной радости. В продолжении их беседы с Матерью Божией в комнате, где они пребывали, внезапно явился и св. ап. Павел в окружении учеников (среди которых были свв. Дионисий Ареопагит, Иерофей, Тимофей и ещё некоторые от 70-и). Перед самым часом блаженного Успения Богоматери свв. апостолы совершали псалмопения вокруг одра, где возлежала Приснодева, окружённого во множестве возжжёнными свечами. Сама же Пречистая, ожидавшая Своего отшествия из этого мира и посещения Своего Божественного Сына, долженствовавшего принять в Свои руки Её святую душу, возносила к Нему смиренные молитвы. В какой-то момент над молившимися воссиял несказанный свет Славы Господней, сделавший невидимым потолок, и молящиеся сподобились лицезреть сошествие к одру Богоматери Самого Спасителя в окружении множества Небесных Сил бесплотных, а также душ прежде усопших праведников и пророков, во все времена пророчествовавших о Пречистой Деве. И тогда – мирно, без каких-либо страданий по плоти, пребывая словно бы во сне, – Пречистая предала душу Своему Сыну и Богу, и отовсюду послышалась ликующая песнь Ангелов Господних. Когда святая душа Пречистой Девы на руках Её Божественного Сына, при величайшем ликовании Ангелов Небесных, была вознесена на небо, свв. апостолы с благоговением прикасались губами к священному телу и одру, получая освящение и исполняясь великого духовного радования и благодати. Также от священного одра Пречистой исцелялись все недужные, которые прикасались к нему с верой и смирением.

     При погребении Пресвятой Богородицы свв. апп. Петр, Павел, Иаков и ещё некоторые от 12-и собственноручно несли одр с телом Пречистой, возлежавшим на нём. Первым шествовал св. ап. Иоанн, державший в руке сияющую райскую ветвь, а христиане во множестве шли следом, держа в руках возжжённые свечи и кадила, со священными песнопениями. Многолюдное погребальное шествие, начавшееся от горы Сион, проследовало по всему Иерусалиму в Гефсиманию. По пути совершилось чудо: посланные иудейскими первосвященниками воины, которые должны были разогнать торжественное шествие, слыша песнопения, не увидели никого из его участников, так как те были ограждены от взоров преследователей облачным куполом, спустившимся с небес. Достигнув Гефсимании, сопровождавшие священный одр Пречистой Девы с рыданиями простились с Её пречистым телом, что продолжалось до самого вечера, после чего оно с благоговением было положено свв. апостолами в пещере, ко входу в которую был привален камень. В продолжении 3-х дней они не уходили от св. гроба, совершая молитвословия и песнопения Пречистой.

     Вечером третьего дня свв. апостолам, собравшимся в одном из близлежащих жилищ за трапезой, было явление Самой Приснодевы, Которая возвестила им: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». Присутствовавшие при этом явлении ощутили неизреченную духовную радость, и, вознеся вверх часть хлебов, именуемую «частью Господа» (которая после Вознесения Господня была поставляема во время трапезы в честь Божественного Учителя), возгласили: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Это стало началом традиции совершения чина возношения панагии – возношения части хлебов в память Богоматери, соблюдаемому в монашеских обителях до наших дней. Впоследствии в Гефсимании был установлен особый чин погребения Богоматери (именуемый Последованием на преставление Пресвятой Богородицы) – особое богослужение, во время которого верные воспоминают Её блаженное Успение и погребение Её в Гефсимании и которое в наши дни в литургической жизни Русской Православной Церкви совершается ежегодно и повсеместно, во дни попразднования Её Успения. Всенощное бдение с чином погребения обычно совершается накануне 3-го дня попразднования, вечером 29 августа, на вечернем богослужении.


Возврат к списку