28 марта – святитель Григорий Палама - Новости Братства сщмч. Ермогена

28 марта – святитель Григорий Палама

28 марта – святитель Григорий Палама  Новости и православные праздники, стихи - изображение
15/28 марта, во 2-е воскресенье Великого поста, Православная Церковь чтит память великого отца и учителя Церкви, святителя Григория Паламы (греч. Γρηγόριος Παλαμᾶς), архиепископа Фессалоникийского – византийского христианского мистика, богослова и философа конца XIII – первой половины XIV вв., который систематизировал многовековую практику исихазма и создал богословское обоснование этой практики.

Святитель Григорий Палама, будущий архиепископ Фессалоникийский, родился в 1296 г. в именитой аристократической семье, родиной которой, по преданию, была Малая Азия. Во времена нашествия турков-магометан семья будущего святителя вынуждена была бежать в столицу Византийской империи, Константинополь, где осталась жить при дворе правившего тогда византийского императора Андроника II Палеолога. Отец будущего святителя получил статус крупного придворного сановника, однако в скором времени скончался. Воспитанием и образованием осиротевшего рано св. Григория занялся сам император Андроник. Благодаря превосходным способностям и большому усердию, святой Григорий с лёгкостью изучил все дисциплины, входившие в полный курс высшего образования средних веков.

Император Андроник желал, чтобы святой Григорий стал государственным деятелем, но молодой человек, едва достигнув 20-и лет, твёрдо решил удалиться от мира и принять монашеский постриг. В 1316 г. (по иным сведениям – в 1318) он прибыл на Святую гору Афон и стал послушником в афонской мужской монастырской обители Ватопед. Руководимый своим духовным отцом, опытным старцем, преподобным Никодимом Ватопедским, он вскоре принял иноческий постриг и стал проводить жизнь в строгом воздержании, непрестанной молитве и духовном чтении.

Около года спустя молодому подвижнику было явление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который пообещал ему своё духовное покровительство на его подвижническом пути. Мать будущего святителя и его сёстры после кончины главы семьи тоже стали монахинями. Когда духовный отец святого Григория, старец Никодим, а затем и его преемник, старец Никифор, отошли ко Господу, святой подвижник стал насельником лавры преподобного Афанасия, где служил в трапезной и пел в церковном хоре. Однако, спустя 3 года подвижнической жизни в лавре, имея стремление к духовному совершенству, он перешёл в небольшую отшельническую обитель, именовавшуюся Глоссия, где начал учиться у игумена обители исихазму или умному безмолвию (исихия – греч. покой, безмолвие), на протяжении многих веков практиковавшемуся в православных монастырях и усвоенному к тому времени афонскими иноками.

В период своего пребывания в обители св. Григорий стал опытным подвижником-исихастом. В 1326 г. из-за угрозы нападения турок и пленения ими святой Григорий с прочими насельниками обители перебрались в Фессалоники (Солунь), и там будущий святитель вскоре был рукоположен во пресвитера. Священническое служение св. Григорию удивительным образом удавалось сочетать с подвигом отшельничества – в будние дни недели он пребывал в умном делании, а по субботам и воскресеньям совершал богослужения в храме и проповедовал пастве Евангельские истины, своим пастырским словом вызывая у слушавших его пламенную проповедь слёзы умиления.

В 1331 г. святой Григорий вновь прибыл на святую гору Афон, где поселился в уединении в скиту святого Саввы, находившемся невдалеке от лавры преп. Афанасия. В 1333 г. его назначили наместником Есфигменской монашеской обители на севере св. горы. В 1336 г. св. Григорий возвратился в скит св. Саввы, где начал писать сочинения богословского и духовно-нравственного характера. Этого богоугодного занятия он не оставил до конца своих дней.

В 30-е годы XIV в. святому Григорию пришлось ревностно встать на защиту православного учения об умном делании против нападок калабрийского инока Варлаама, посетившего св. гору Афон и, по изучении там теории и практики исихазма, объявившего учение об умном безмолвии еретическим. В 1338 г. им был написан труд под названием «Триады в защиту святых исихастов», а в 1340 г. совместно с другими афонскими подвижниками им был составлен «Святогорский томос» – соборный ответ афонских иноков Варлааму и его приспешникам.

На Константинопольском Соборе 1341 года в Софийском соборе произошёл диспут святителя Григория Паламы с Варлаамом по поводу природы Фаворского Света. Собор утвердил точку зрения святителя Григория о том, что Бог в Сущности Своей непостижим, но явлен миру в энергиях, не чувственных и не сотворенных, однако доступных человеческому восприятию (примером таких энергий был назван Фаворский свет). Учение Варлаама Собор назвал еретическим и осудил, сам же Варлаам был предан анафеме и вынужден был удалиться назад в Калабрию. Впрочем, прения между паламитами и варлаамитами длились ещё долгое время, варлаамитам благоволили некоторые церковные иерархи и даже сам император, и в какой-то момент святитель Григорий Палама и сочувствовавшие ему афонские монахи были объявлены виновниками церковных смут, после чего, в 1344 г., святитель Григорий был отлучён от Церкви и на целых 3 года заточён в темницу.

В 1347 г. он был реабилитирован и рукоположен во архипископа Фессалоникийского. В 1351 г. на Влахернском Соборе была торжественно засвидетельствована православность учения святителя Григория Паламы. Однако фессалоникийцами святитель был принят не вдруг, поэтому ему приходилось менять места проживания. Во время одного из переездов в Константинополь корабль византийцев, на котором плыл святитель, был захвачен турками, а пассажиры, путешествовавшие на нём, были взяты в плен, после чего на протяжении целого года их выставляли на продажу в разных городах как рабов. То же испытание постигло и святителя Григория, однако, и будучи пленником, он не прекратил пламенной проповеди Веры Христовой.

В Фессалоники святитель Григорий возвратился только за 3 года до смерти. Незадолго до того, как святому настало время отойти ко Господу, ему явился в видении свт. Иоанн Златоуст. 14 ноября 1359 г. с возгласом «В горняя! В горняя!» святитель  Григорий Палама мирно отошёл ко Господу. Канонизирован святитель Григорий Палама был Константинопольским Собором 1368 г., когда предстоятелем Константинопольской Церкви был патриарх Филофей. Им же были написаны жизнеописание святителя Григория и церковная служба святому.

Свт. Григорий Палама оставил после себя множество высокодуховных сочинений – богословские труды, полемические трактаты, проповеди духовно-нравственного характера, и т.д. Однако важнейшим вкладом святителя Григория в основы православного вероучения было то, что он создал богословское обоснование практики исихазма – православного учения об умном делании, систематизировал теорию и практику этого учения и выступил его ревностным защитником против многочисленных противников, а также окончательно оформил богословское учение о нетварных Божественных Энергиях и Фаворском Свете.

День памяти святителя Григория Паламы в воскресенье второй седмицы Великого поста установлен Церковью в связи с тем, что этот день завершает седмицу, именуемую «седмицей светотворных постов», тематика богослужений которой связана с учением святителя Григория о природе несотворённого Божественного Света, а также с его учением об «исихии» (др.-греч. ἡσυχία – «спокойствие, тишина, уединение») и исихазме – об «умном безмолвии» и умном молитвенном делании (древней духовной практике иноков-молчальников, являющейся основой православной аскетики и постепенно возводящей молящихся к высоким степеням духовного совершенства и в итоге – к обо́жению).

Дни памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского:

15/28 марта (переходящая) – 2-я Неделя Великого поста
21/04 июля (переходящая) – Собор Афонских преподобных
14/27 ноября – день преставления

Тропарь святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому, глас 8:

Правосла́вия свети́льниче,/ Це́ркве утвержде́ние и учи́телю,/ мона́хов добро́то, богосло́вов побо́рниче непребори́мый,/ Григо́рие чудотво́рче, Фессалони́тская похвало́,/ пропове́дниче благода́ти,// моли́ся вы́ну спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому, глас 8:

Правосла́вию наста́вниче, святи́телем украше́ние,/ богосло́вцем побо́рниче непобеди́мый, Григо́рие чудотво́рче,/ Солу́ню вели́кая похвало́, пропове́дниче благода́ти,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Возврат к списку