29 ноября – святой апостол и евангелист Матфей
Сегодня, 16 / 29 ноября, Православная Церковь чествует день преставления святого апостола и евангелиста Матфея (известного также под именем Левий) – одного из 12-и святых Апостолов Христовых, ближайшего из учеников Спасителя, брата святого апостола от 12-и Иакова Алфеева.
До своей встречи со Спасителем будущий апостол Христов Матфей служил на должности сборщика податей для римской казны (так как Израиль в те времена был одной из римских провинций). Он происходил из галилейского города Капернаума, где и проживал. Как только он услыхал призыв Спасителя: «Иди за Мною», он без сожалений оставил своё занятие и последовал за своим Божественным Учителем. Господь и Его ученики вняли просьбе Матфея прийти в его жилище и разделили трапезу с хозяином дома и его друзьями-мытарями (так же, как и тот, занимавшимися сбором податей и ведшими нечестивую жизнь). Случившееся вызвало сильное недовольство у иудейских первосвященников, так как сборщики податей были людьми корыстными и немилосердными и имели большую выгоду с того дела, которым занимались, взимая с соотечественников податей более, чем требовалось. Поэтому израильский народ считал этих людей предателями и изменниками, понятие «мытарь» было у израильтян синонимом понятий «грешник» и «идолопоклонник», и даже общение с подобными людьми считалось у них греховным и было сродни осквернению. Матфей, выслушав проповедь Святого Евангелия из уст Самого Спасителя, глубоко раскаялся в своём прежнем нечестии, раздал всё, что у него было, нуждающимся и вместе с остальными учениками последовал за Христом. Став одним из апостолов Христовых, он слушал наставления своего Божественного Учителя, лицезрел множество Его чудес, в числе 12-и апостолов проповедовал учение Христово своим соплеменникам, а также удостоился быть свидетелем Страстей, Крестной смерти и Светлого Воскресения Христовых и всеславного Вознесения своего Божественного Учителя на небеса.
По Вознесении Господнем святой апостол Матфей, в числе других ближайших учеников Спасителя, сподобился принятия благодати Святого Духа, Который в виде огненных языков сошёл на них в день Святой Пятидесятницы, а затем в продолжении 8-и лет проповедовал Святое Евангелие жителям Палестины. Перед тем как отправиться в миссионерское путешествие в отдалённые земли, ещё пребывая в Палестине, в 42г. от Р.Х. по просьбе иерусалимских христиан он написал Евангелие на родном языке («От Матфея Святое Благовествование»), впоследствии переведенное на греческий язык и ставшее самой первой канонической книгой Нового Завета (первоначальный текст этого Евангелия, написанный на древнееврейском языке, был со временем утрачен).
Святой апостол Матфей благовествовал в таких странах как Сирия, Лидия, Персия и Парфия, а затем претерпел мученическую смерть в Эфиопии, успев обратить в христианскую Веру множество местных жителей-язычников и основав там Церковь Христову. Правитель этой страны, именем Фулвиан, был убеждённым язычником, категорически не желавшим обращения своих подданных в христианскую Веру, поэтому он вынес святому апостолу обвинение в колдовстве с повелением предать его смертной казни. Святой апостол Христов был положен ничком на землю и засыпан хворостом, который затем был подожжён. Когда пламя разгорелось, все, кто присутствовал при казни, улицезрели, что оно нимало не опаляет его плоти. Тогда мучителем было повелено подбросить в костёр хворост, предварительно облитый смолой, а вокруг костровища расставить дюжину языческих идолов. Однако огонь, разгоревшись, растопил идольские статуи и опалил самого мучителя, после чего тот стал умолять святого мученика пощадить его, и, когда тот помолился, пламя унялось. Плоть святого апостола Матфея при этом осталась не тронутой пламенем, а святая душа его отошла ко Господу. Случилось это в 60г. от Р.Х.
После казни святого апостола, по повелению нечестивого правителя, тело его было помещено в металлический гроб и брошено в морские воды. При этом Фулвиан заявил, что в случае, если плоть апостола Матфея будет сохранена его Богом так же и в водной стихии, как прежде она была сохранена в огненной, то надлежит веровать в этого Бога как в Единого и Истинного, что и произошло. Оставшаяся нетронутой честная плоть святого апостола Матфея была с почестями перенесена в церковь, возведённую им при жизни, а нечестивый судия его окончательно раскаялся в совершённом им злодеянии, испросил у святого апостола прощение, принял Святое Крещение с именем Матфей, в скором времени был рукоположен во пресвитера, а затем, по повелению самого святого апостола Матфея, принял сан епископа и возглавил Эфиопскую Церковь. Впоследствии епископ Матфей (бывший язычник Фулвиан) был тоже прославлен Церковью в лике святых.