3 апреля – преподобный Серафим Вырицкий - Новости Братства сщмч. Ермогена

3 апреля – преподобный Серафим Вырицкий

3 апреля – преподобный Серафим Вырицкий Новости и православные праздники, стихи - изображение
21 марта / 3 апреля, православные россияне воспоминают преподобного Серафима Вырицкого – иеросхимонаха и прозорливца, новопрославленного святого Русской Православной Церкви XIX – XX веков, канонизированного Ею в 2000 году в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Преподобный Серафим Вырицкий (в миру – Василий Николаевич Муравьёв, в мантии – Варнава) родился 31 марта 1866г. в деревне Вахромеево Рыбинского уезда Ярославской губернии в православной крестьянской семье и 1 апреля 1866 г. принял Святое Крещение с именем Василий – в честь великого пустынника X века, преп. Василия Нового. Родители воспитали мальчика в духе подлинной любви Христовой и христианского благочестия и дали ему начальное образование, обучив его грамоте и чтению. Первыми книгами, прочитанными Василием, были Святое Евангелие и Псалтирь, а также житийная литература, из которой мальчик узнавал о строгой подвижнической жизни древних угодников Божьих. Будучи благочестивой и набожной, семья Василия каждое воскресенье посещала храм Божий, а также преуспевала в добродетели христианского милосердия, не забывая о нуждающихся и давая им пропитание и кров.

Когда Василию исполнилось 10 лет, отец его, Николай Иванович Муравьёв, которому было на тот момент всего 39 лет, отошёл ко Господу, оставив семью без кормильца, в связи с чем ещё мальчиком будущий преп. Серафим должен был взять на себя попечение об овдовевшей матери и уехать в Санкт-Петербург на заработки, где он устроился посыльным в лавку при Гостином дворе. Работником юноша был смышлёным, ответственным и усердным, что не осталось незамеченным начальством, и вскоре Василий стал постепенно продвигаться по служебной лестнице, к 17-и годам дослужившись до старшего приказчика лавки.

Большую часть заработка Василий посылал матери, уже ослабевшей от печали и болезни. К 26-и годам молодой человек смог уже организовать и собственное дело, став вскоре весьма успешным коммерсантом. Он занимался торговлей пушниной, осуществляя поставки товара в разные уголки России, а также за границу (в такие страны как Германия, Англия, Франция, Австро-Венгрия, и др.), и в скором времени стал одним из самых крупных российских торговцев мехом, купцом 2-й гильдии.

В 1895 г. Василий Николаевич стал действительным членом российского Общества по распространению коммерческих знаний и окончил созданные при нём высшие коммерческие курсы. Однако, несмотря на весьма успешную и доходную коммерческую деятельность, будущий преподобный не переставал лелеять в душе давнее тайное желание оставить мирскую суету и приобщиться к строгой монашеской жизни. Ещё будучи успешным предпринимателем, он старался как можно чаще посещать храм Божий. Также он всегда старался посещать святые места в тех уголках России, где ему приходилось бывать по торговым делам.

По преданию, на мирскую жизнь будущего преподобного благословил ещё в юношеские годы некий опытный старец, именем Варнава, давший ему благословение не только оставаться в миру и жить жизнью мирянина, но и создать семью, отложив благочестивое намерение принять иноческий постриг до того времени, когда это будет угодно Господу. Ради послушания своему духовнику, старцу Варнаве, в возрасте 24-х лет он вступил в законный брак с Ольгой Ивановной Нетрониной. С 1900 по 1906 гг. супруги проживали на Гороховой улице, в доме № 56. Жили они в истинной человеческой и христианской любви и взаимопонимании и имели в этом браке двоих детей – сына Николая и дочь, именем Ольгу.

После внезапной кончины младшей дочери, примерно с 1896 г., духовник семьи, отец Варнава (Гефсиманский), дал супругам благословение проводить чистую воздержную жизнь и постепенно готовиться к принятию монашества. Супруги с того времени жили, как брат с сестрой, занимаясь при этом благотворительностью и жертвуя солидные средства на нужды Церкви и на устроение богаделен, а также принимая у себя и давая пищу и кров нищим и недужным, нуждавшимся в помощи. В 1903 г. благочестивые супруги присутствовали на торжествах, посвящённых прославлению преподобного Серафима Саровского, а в 1905 г. Василий Николаевич стал действительным членом крупной благотворительной организации – Ярославского благотворительного общества (стоит отметить, что членами этого общества был и святой праведный Иоанн Кронштадтский, а в 1908 г. его членом стал Высокопреосвященный Тихон Белавин, будущий Патриарх Московский и всея Руси, который в то время возглавил Ярославскую кафедру).

В 1906 г. духовник Василия Николаевича, старец Варнава Гефсиманский, мирно отошёл ко Господу, успев перед этим повидаться со своим духовным сыном и дать ему последние духовные наставления. Василий Николаевич Муравьёв был занят обширной благотворительной деятельностью, оказывая немалую материальную поддержку Святой Церкви и всем нуждающимся. Однако после революции, с приходом к власти большевиков, по причине большевистских гонений на капитал, Василий Николаевич лишился и собственного дела и материальных средств, в связи с чем многие из его соратников даже вынуждены были эмигрировать за границу. Но будущий преподобный Серафим, несмотря на возможность уехать в эмиграцию, предпочёл оставаться в России даже тогда, когда строители «нового мира» начали в России небывалое дотоле гонение на православную Веру и Святую Церковь, подвергая кровавым расправам монашество и священство.

Невзирая на эти расправы и притеснения Церкви и священства, в 1920 г. Василий Николаевич стал готовиться к принятию иноческого пострига с решением пополнить ряды братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры (супруга же его, Ольга, стала в это же время послушницей женской Воскресенской Новодевичьей обители). Однако Промыслом Божиим, с благословения митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, постриг он принял в октябре 1920 г. в Александро-Невской лавре, с именем Варнава (в честь своего покойного духовного отца и наставника, старца Варнавы Гефсиманского), где получил послушание пономаря, а в сентябре 1921 г. был рукоположен всё тем же митрополитом Вениамином во иеромонаха.

Помимо своего пастырского служения, иеромонах Варнава, обладая огромным предпринимательским опытом, принимал деятельное участие в решении экономических вопросов, связанных с хозяйственными нуждами обители. С 1922 г. в лавре начались серьёзные нестроения, связанные с приходом в лавру архиепископа-обновленца, самосвята Николая Соболева, потребовавшего передать управление обителью ему и строго запретившего при этом поминать во время богослужения имя Патриарха Московского и Всея Руси Тихона (Белавина), законно избранного, по Божьему Промышлению, Всероссийским Поместным Собором 1917 – 1918 гг. Братия лавры разделилась на поддержавших самозваного настоятеля и противившихся ему, что угрожало расколом братии и нарушением мирной жизни обители. В этой сложной ситуации духовный руководитель Александро-Невской лавры, архимандрит Сергий, а также иеромонах Варнава и иеромонах Варлаам, приняли решение призвать братию обители к принятию внешних уступок, каковое решение было на тот момент абсолютно верным, ибо предупредило раскол в обители, а после того, как в 1923 г. свт. Тихон был освобождён, дало возможность лавре вернуться под власть законного Патриарха.
 
Около 1926 – 1927 гг. иеромонах Варнава принял великую схиму с именем Серафим – в честь новопрославленного святого, преподобного Серафима Саровского, а вскоре после этого братия лавры избрала его своим духовным наставником. По свидетельству многих, преп. Серафим при жизни сподобился от Господа дара прозорливости, что не раз проявлялось в духовных беседах его как с монашествующими, так и с простыми мирянами. Так, преподобным было предсказано будущее избрание Патриархом архиепископа Алексия (Симанского), а также грядущее усиление большевистских гонений на Веру и Церковь.

По истечении трёхлетнего служения в качестве духовного отца обители, преп. Серафим стал быстро слабеть здоровьем, однако св. подвижник, не желая прекращать своего служения, какое-то время скрывал это от собратий по монастырю, что в конце концов привело к тому, что однажды утром, пробудившись ото сна, по причине сильнейшей немощи он даже не смог встать на ноги. В 1930 г., с благословения митрополита Серафима (Чичагова), преп. Серафим был переведён на проживание и служение в Вырицу, климат которой был для страдальца более подходящим. Туда же с ним перебралась и его бывшая супруга, схимонахиня Серафима, с внучкой его, послушницей Маргаритой, которые стали ухаживать за тяжелобольным подвижником, в чём и состояло с той поры их монашеское послушание.

В 1932 г., как и предсказывал преп. Серафим, усилились гонения на Церковь, было закрыто множество храмов, и многие священнослужители были арестованы. К святому старцу Серафиму в эти нелёгкие времена приходило множество посетителей – как жителей Вырицы, так и приезжавших из окрестных городов и сёл, и всех их преподобный, несмотря на своё болезненное состояние, принимал с отеческой любовью, всё остальное время пребывая в подвигах строжайшего воздержания и молитвенного бдения.

С 1935 г. в продолжение целого десятилетия лет преподобный  Серафим Вырицкий, как некогда и его небесный покровитель, преподобный Серафим Саровский, возносил ко Господу молитвы, стоя на валуне, находившемся во дворе дома № 7 на Пильном проспекте, в котором проживали он и его бывшая супруга с внучкой, а также инокиня Иоанна (в миру – Вера Шихобалова), помогавшая семье Муравьёвых в ведении домашнего хозяйства. В этом же доме преподобный старец продолжал принимать многочисленных посетителей. В течение всего этого времени преподобный Серафим каждый день приобщался Святых Христовых Таин, а с 1941 г., со времени начала Великой Отечественной войны, несмотря на тяжёлый недуг, даже усилил свой столпнический подвиг, всё дольше и дольше простаивая на камне в саду своего дома с молитвенно воздетыми руками.

Во всё время Великой Отечественной войны преподобный Серафим не прекращал своего столпнического подвига, уже ежедневно, при любой погоде, по многу часов кряду стоя на камне и молясь об избавлении России и русского народа от иноземных захватчиков. В 1945 г. святой старец сменил место жительства, перебравшись в дом Смирновых (д. 24 на Пильном пер.), а потом – и в своё последнее пристанище, в дом Л. Г. Ефимовой (находившийся по адресу Майский проспект, д. 39), где они вместе с бывшей супругой и келейницей, схимонахиней Серафимой, сняли для себя несколько комнат.

В 1945 г. схимонахиня Серафима преставилась ко Господу, и с этого времени преп. Серафим, будучи прозорлив, знал, что близится день и его кончины. Надо сказать, что все последние годы своего земного пути преп.Серафим был прикован к постели и настолько слаб, что нередко не имел сил, чтобы ответить на записки, присылаемые ему духовными чадами. Сподобившись незадолго до своей блаженной кончины явления Пресвятой Богородицы в светлых одеждах, окружённой неземным сиянием, указавшей ему правою рукой на небеса, преподобный Серафим, по прочтении акафиста Богоматери, принял от местного священнослужителя Святые Дары и, со словами «спаси, Господи, и помилуй весь мир!», мирно предал дух свой Господу. Преставился преподобный Серафим Вырицкий 21 марта / 3 апреля 1949 г., в день памяти преп. Иоанна Лествичника.

Дни памяти преподобного Серафима Вырицкого:

21 марта / 3 апреля – день преставления;
23 мая / 5 июня – в Соборе Ростово-Ярославских святых;
24 июня / 7 июля – переходящая, в Соборе Санкт-Петербургских святых.

Тропарь преподобному Серафиму Вырицкому, глас 4:

Я́ко пресве́тлая звезда́ Росси́йския земли́,/ возсия́л еси́ в ве́си Вы́рицтей,/ преподо́бне Серафи́ме,/ и благода́тию Свята́го Ду́ха наставля́емь,/ све́том чуде́с твои́х страну́ на́шу озари́л еси́./ Те́мже ко гро́бу твоему́ притека́юще, уми́льно глаго́лем:// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Возврат к списку