30 марта – преподобный Алексий, человек Божий - Новости Братства сщмч. Ермогена

30 марта – преподобный Алексий, человек Божий

30 марта – преподобный Алексий, человек Божий Новости и православные праздники, стихи - изображение
17/30 марта, Православная Церковь воспоминает преподобного Алексия, человека Божия – раннехристианского святого и великого подвижника-аскета, жившего и подвизавшегося в IV – V от Р.Х.

Алексий, человек Божий, с древних времён – один из самых любимых и почитаемых угодников Божиих на Св. Руси. Сведения о подвижничестве преп. Алексия, человека Божия, дошли до нас исключительно из житийных источников. Существуют два варианта жития этого святого – сирийский, написанный на основании устного предания о нём (согласно которому блаженная кончина святого произошла в г. Едессе), и греческий (согласно ему преп. Алексий скончался в Риме, в родительском доме), из которых первый – более древний (сирийский вариант написан в конце V – начале VI вв., а греческий – ок. IX в.).

Согласно преданию, будущий преподобный родился в Риме, в именитой и добропорядочной христианской семье сенатора Евфимиана и его супруги, именем Аглаида, которые были исполнены милосердия к обездоленным и недужным и каждый день накрывали в своём доме по 3 отдельные трапезы: для неимущих, для странников, а также для вдовствующих и сирот. Они долго были бездетны, но Бог услышал их молитвы и даровал им сына, которого они нарекли Алексий (с греч. – «защитник»). Дав сыну достойное воспитание и образование, когда пришло время, родители пожелали, чтобы он вступил в брак, и их выбор пал на девицу знатного происхождения, которая была очень хороша собой.

Обручившись с нею, Алексий вручил юной супруге обручальный перстень и пряжку со своего пояса, попросив её хранить их и добавив: «И да будет между мной и тобой Господь, доколе не обновит нас Своей благодатью», после чего ушёл из родительского дома, сел на судно, отправлявшееся в восточные земли, и отплыл в Сирию, в г. Лаодикию (ныне – Латакия, на территории Сирии).

По прибытии в город св. Алексий прибился к погонщикам мулов и вместе с ними отправился в г. Едессу (ныне – территория Турции), где, как было ему известно, пребывал убрус с запечатлённым на нём Нерукотворным образом Спасителя. В Едессе он раздал всё, что имел, нуждающимся и, облачившись в ветхие одежды, начал просить подаяния при храме Пресвятой Богородицы. Жил он исключительно на подаяние, не употребляя в пищу ничего, кроме хлеба и воды, еженедельно по воскресным дням приобщаясь Святых Даров, а ночи проводя в неизменном молитвенном бдении. Родители и супруга святого  Алексия вскоре после его внезапного исчезновения послали людей разыскивать беглеца, и те, прибыв в Едессу, посетили храм, при котором тот просил подаяния, и даже подали святому милостыню, но, не узнав его (ибо за время своего подвига святой изменился до неузнаваемости), возвратились в Рим ни с чем.

В Едессе преп. Алексий пробыл 17 лет, неизменно прося подаяния при храме Пресвятой Богородицы, в постоянном подвиге строгого воздержания и ночного молитвенного бдения. Однажды храмовому сторожу был ночной глас от чудотворной иконы Самой Пречистой, повторявшийся несколько ночей кряду и открывший ему, что нищий, именем Алексий, просящий милостыню в притворе храма, – «человек Божий». После этого откровения Пречистой слава о человеке Божием Алексии разошлась повсеместно, и, опасаясь всенародного почитания, тот тайком бежал из Едессы на судне, отправлявшемся в Тарс, на родину св. апостола Павла. Однако, попав в сильный шторм и сбившись с курса, корабль в итоге пристал к берегу невдалеке от Рима.

Усмотрев в этом действие Промысла Божия, преподобный Алексий, имевший вид нищего странника, отправился в родительский дом и попросил крова, который отец его, странноприимный Евфимиан, ему с радостью предоставил, поселив сына в каморке при входе в дом и поручив одному из слуг кормить его едой с хозяйской трапезы. Прочие слуги из зависти втайне от хозяев старались всячески оскорбить святого, но тот смиренно и с радостью принимал все эти издёвки, видя в них испытание от врага, попущенное ему Господом ради его духовного возрастания, и скорбя только от того, что видел безутешное горе матери и супруги, не прекращавших оплакивать его исчезновение.

Пищей преподобному, как и прежде, служили хлеб и вода, а ночи он проводил в молитвенном бдении. По прошествии ещё 17-и лет такой подвижнической жизни, почувствовав приближение смертного часа, преп. Алексий взял некий свиток и начертал на нём своё жизнеописание, а также те тайные слова, которые он некогда говорил супруге и родителям, дабы после его блаженной кончины они смогли узнать – кем именно был тот нищий странник, которому они дали приют.

Однажды, в 411 (по другим сведениям – в 417) году, в один из воскресных дней, в соборе во имя св. Петра на Божественной литургии молящимся был глас от Самого Господа, сказавший им: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и о всём народе его». По прошествии трёх дней молящимся снова был глас Божий, сказавший: «В доме Евфимиана человек Божий, там ищите». Правивший тогда император, именем Гонорий, и папа Иннокентий I послали к Евфимиану людей – расспросить о святом угоднике Божием, но тот не смог им ничего ответить, так как не ведал – о ком именно из людей, живших в его доме, шла речь. Тогда слуга, носивший преподобному Алексию еду, поведал ему о строгой подвижнической жизни святого Алексия.

Евфимиан поторопился пойти в келью святого подвижника, но застал его уже умершим, с сиявшим неземным светом ликом и свитком в руке, который взять из его руки не удалось никому из живших в доме. Тогда туда прибыл сам папа Иннокентий I и стал просить у преподобного Алексия дозволения взять свиток из его руки и прочесть. Рука преподобного разжалась, и, прочтя начертанное в свитке, все собравшиеся поняли, что усопший был человек Божий, а родители и супруга его – что он их сын и муж, Алексий, после чего домашние его с рыданиями припали к телу усопшего, прослезились также и многие из лицезревших это.

Честное тело преподобного Алексия было выставлено на городской площади, чтобы все желающие могли попрощаться со святым человеком Божиим, и при гробе его в те дни произошло множество чудесных исцелений – к слепым возвращалось зрение, к немым – дар речи, также полностью исцелялись душевнобольные и одержимые. Погребальную процессию возглавили папа и император, которые собственноручно несли гроб с телом преп. Алексия. 17 марта 411г. св. Алексий, человек Божий, был с почестями погребён в храме во имя св. мч. Вонифатия.

Обретение честных мощей преп. Алексия состоялось в 1216 г., тогда же они были помещены под центральным престолом храма, находившегося на Авентинском холме. Сам храм уже с 80-х гг. X века был называем во имя сразу двух святых – св. мученика Вонифатия и св. Алексия. Честные мощи преп. Алексия были разделены и розданы в разные места – честная глава святого пребывает ныне в греческом монастыре Св. Лавра вблизи г. Калаврит, а в соборе Святой Софии в Новгороде хранится рука его, которая, согласно преданию XVII в., была похищена из Рима одним из новгородских купцов.

В 2006 г. частица мощей преп. Алексия была передана из Италии в дар монастырю во имя св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна, а с 2018 г. в Свято-Успенской Святогорской лавре пребывает серебряный ковчег с локтевой костью преподобного Алексия, человека Божия, который ежегодно выносится для почитания в день празднования Торжества Православия.

День памяти преподобного Алексия, человека Божия, празднуется Православной Церковью раз в году – 17/30 марта.

Тропарь преподобному Алексию, человеку Божию, глас 4:

Возвы́сився на доброде́тель и ум очи́стив,/ к жела́нному и кра́йнему дости́гл еси́,/ безстра́стием же украси́в житие́ твое́/ и поще́ние изря́дное восприи́м со́вестию чи́стою,/ в моли́твах, я́ко безпло́тен, пребыва́я,/ возсия́л еси́, я́ко со́лнце, в ми́ре,// преблаже́нне Алекси́е.

Возврат к списку