30 марта – святитель Патрикий (Патрик), просветитель Ирландии - Новости Братства сщмч. Ермогена

30 марта – святитель Патрикий (Патрик), просветитель Ирландии

30 марта – святитель Патрикий (Патрик), просветитель Ирландии Новости и православные праздники, стихи - изображение
Святитель Патрикий (Патрик) – известный христианский святой, который жил в 5 веке и вошёл в историю христианства как проповедник Евангелия среди кельтских народов и просветитель Ирландии. Не так давно, 9 марта 2017 года, это незаслуженно забытое имя, наряду с другими именами древних христианских святых, по решению Священного Синода Русской Православной Церкви, было возвращено в церковный календарь с установлением дня памяти 17/30 марта.

О жизни и деяниях этого святого существует множество легенд, мифов и преданий, но подлинных сведений о нём сохранилось немного. Например, точно не известны ни время, ни место его рождения, однако же достоверно рассказывает о святом Патрикии «Исповедь» - литературное произведение, написанное им самим около 460 года. Этот документ, по духу и содержанию исполненный простоты и искренности, повествует о внутренних переживаниях святого Патрика, о его покаянии и молитве, о поисках и обретении Бога. Он пишет: «Я желаю, чтобы братья мои знали о ревности моей, и поняли, чем живет душа моя». Жизнь миссионера во враждебном мире язычества при постоянной угрозе насилия и смерти невозможна была бы без опоры на силу и помощь Божию, которые святой обрёл непоколебимостью веры, невероятно тяжелым и напряжённым трудом.

Святой Патрик родился, предположительно, в конце 4 века в Британии, в состоятельной христианской семье. По преданию, дед его был священником, а отец – дьяконом. Святой Патрик, который в детстве носил имя Магон, имел ещё двух сестер, одна из которых, Дарерка Ирландская, также прославилась как святая. Как свидетельствует сам Патрик, в ранние годы своей жизни он не знал истинного Бога и проводил весьма вольную жизнь. В «Исповеди» он так писал об этом: «Мы отвратились от Бога, не соблюдали Его заповедей и не были послушны нашим священникам, постоянно напоминавшим нам о спасении… грехи мои помешали мне применить к себе то, что я читал».

Около шестнадцати лет от роду жизнь юноши резко изменилась: он был похищен из своего имения бандой пиратов, увезён в Ирландию и продан в рабство богатому землевладельцу. Годы рабства невольно заставили молодого человека вспомнить о Боге. Этому способствовал и сам род его занятий: Патрик был поставлен пасти овец в суровой горной местности. Находясь в уединении, он днём и ночью с молитвой и покаянным плачем обращался к Богу. По преданию, через шесть лет такой непрестанной и горячей молитвы святой услышал ночью голос, говоривший ему: «Правильно делаешь, что постишься, ибо скоро вернешься ты в родную сторону», и далее: «Пойди и взгляни — твой корабль ждет тебя». Святой воспринял эти слова как Божественное повеление я, и вскоре ему удалось совершить побег.

Путь возвращения домой оказался долгим и трудным. Преодолев пешком около 320 километров, святой Патрик чудом попал на языческий корабль и смог, наконец, вернуться на родину. По возвращении будущий просветитель снова получил известие о Божественном произволении вернуться в Ирландию, но уже с апостольской миссией просвещения народов этого края. Прежде чем осуществить Божие повеление, Патрик принимает решение прежде пополнить своё духовное образование и с этой целью отправляется в Галлию (Францию). Там он обучается в различных монашеских центрах и на протяжении пятнадцати лет находится под духовным руководством святого Германа, который позже рукополагает его в дьякона, а затем возводит в сан епископа.

Задача христианского просвещения Ирландских земель стояла в то время очень остро. Епископ Палладий, посланный в Ирландию с этой целью несколько ранее, был убит варварами через три года его проповеди. Поэтому святой Герман для продолжения христианской миссии избирает святого Патрикия, который уже был готов к выполнению данной задачи, тем более что шесть лет, проведённые им в рабстве, позволили хорошо изучить и язык, и нравы этих племен.

В целом миссионерство святого Патрикия в Ирландии продолжалось около тридцати лет. Это были годы колоссального труда и напряжения сил, преодоления неприязни и коварства местных королей, открытой враждебности жрецов-друидов, которые пытались воздействовать на него как прямыми угрозами, так и колдовством, однако святитель, при содействии Божественной благодати, оставался неуязвимым. Он укреплялся силой Божией, соединяя святительские труды с исполнением строгого монашеского правила и постоянным чтением Священного Писания.

По преданию, святой ежедневно полностью прочитывал Псалтирь, каждый час стократно осенял себя крестным знамением, а при виде знака Креста, остановившись, с благоговением простирался перед ним. Святитель с уважением относился к самобытной культуре и традициям ирландцев. Так, особо почитаемое в Ирландии священное растение белого клевера, называемое трилистником, он использовал для объяснения таинства Святой Троицы и с этим листочком клевера обошёл практически все острова Ирландии, неустанно проповедуя Слово Божие. Кафедра святителя располагалась в созданном им монастыре в Армаге. Именно отсюда он совершал свои длительные миссионерские путешествия.

Тысячи ирландцев-язычников привёл святитель Патрикий к христианской вере, много рукоположил священников и епископов, из которых впоследствии вышли миссионеры, монахи, проповедники. Ирландия, которую в 4-5 веках именовали «разбойничьими островами», стала называться «Островами святых». Вся жизнь святителя была выражением жертвенной любви к Христу, что подтверждается и его собственными словами: «И если я когда-нибудь сделал хоть что-то благое ради Бога, Которого люблю, я молю Его даровать мне, чтобы я пролил мою кровь с изгнанными и заключенными за имя Его, даже если я останусь непогребенным, или мое никчемное тело будет растерзано в клочья псами и дикими зверями, или истреблено птицами небесными...».

Скончался святитель Патрикий 17 марта 461 года в небольшом местечке Саул (провинция Ольстер). До настоящего времени его считают защитником и покровителем Ирландии. Следует заметить, что в некоторых кругах православных верующих возникло ничем не оправданное смущение по поводу того, что святой Патрик якобы является «католическим» святым, поскольку особо почитается среди западных католиков. В связи с этим необходимо ещё раз напомнить о том, что время жизни святого относится к периоду неразделённости христианской Церкви. Отсюда возвращение в Русскую Православную Церковь имени святителя Патрикия, жизнь которого явила собой великий пример апостольского служения, есть лишь восстановление исторической справедливости и обретение ещё одного предстателя и молитвенника за наш народ перед Богом.

Возврат к списку