Яндекс.Метрика
7 декабря – святой мученик Меркурий Смоленский - Новости Братства сщмч. Ермогена

7 декабря – святой мученик Меркурий Смоленский

7 декабря – святой мученик Меркурий Смоленский  Новости и Православные праздники
7 декабря Русская Православная Церковь вспоминает подвиг святого мученика Меркурия – доблестного воина, который в страшные годы нашествия на Русскую землю татарских орд спас от гибели и разорения город Смоленск. Вместе с тем это один из самых загадочных русских святых, как по житию, так и по кончине.

Житие мученика было создано значительно позже событий, в нём описанных. В связи с особой народной любовью к заступнику Смоленска, оно с течением времени, существуя в устной форме, всё более украшалось и расцвечивалось легендарными подробностями и наслоениями. Тем не менее, в основу жития положены подлинные исторические факты и правдивые свидетельства.

До конца невыясненным остается вопрос о месте рождения святого. Например, в древнерусском литературном произведении «Повесть о святом мученике Меркурии, чудотворце Смоленском» место и время рождения воина Меркурия вообще не называется, но говорится, что он происходил «от рода славного – княжеского, а родиной его была земля Римская». Трудно определить, что подразумевается под словом «Римская»: родился ли он в Риме или в одном из городов огромной Римской империи.

Существует также толкование, которое предполагает, что в прочтении этого слова древним писцом, возможно, была допущена ошибка, и следовало бы читать не «Римская», а «Ризьская», поскольку Рига территориально ближе находится к Смоленску и более подходит в качестве предполагаемого места рождения святого. Наиболее устойчивым и распространённым является мнение о том, что Меркурий был родом из Моравии, расположенной в восточной части Чехии и входившей тогда в Священную Римскую империю, то есть он был славянином. Нет достоверных исторических сведений о том, каким образом и почему Меркурий оказался в Смоленском княжестве и как долго там находился. Пишется только, что он «приехал сюда в юных летах, служа, и служил самодержцу града того Смоленска». Родился святой, предположительно, в 10-е годы XIII века и свой подвиг совершил в молодом возрасте.

Житие говорит о христианском благочестии святого воина, о том, что «был он смирен душой и печален, часто ходил к Господню Кресту помолиться за жителей Петровского конца» («Слово о Меркурии Смоленском»). Мученическую смерть святой Меркурий принял в 1239 году. Предание повествует об этом так. После завоевания Киева и Москвы, войско хана Батыя приблизилось к Смоленску и остановилось в 25 верстах от города, на Долгомостье (или Долгом Мосту). В это время жители города усиленно молились в Успенском соборе перед чудотворной иконой «Одигитрия», чтобы Божия Матерь избавила вверенный Ей город от грозящей беды. Тогда же пономарь собора услышал исходящее от Богородицы повеление: «Человече Божий! Скоро иди к тому Кресту, где молится угодник Мой Меркурий и говори ему: Призывает тебя Божия Матерь!»

Пономарь поспешил исполнить повеление Пречистой и разыскал Меркурия в указанном Богородицей месте, и они оба пошли в храм. Упав на колени перед иконой Одигитрии, Меркурий стал молиться, и услышал исходящий от святой иконы голос: «Раб Мой Меркурий, Я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил этот храм. Для этого Я призвала тебя сюда из страны римской. Я не оставлю этого города, по молитвам Моим он не будет предан в руки врагов. Немедленно ступай навстречу врагам. Я не оставлю тебя. Не бойся, ты победишь врагов и сам получишь от Господа венец победы и вечного блаженства».

Согласно этой редакции жития, Меркурию было открыто, что он призван убить некоего исполина, который возглавляет войско на Долгомостье, а после этого принять мученическую смерть. (В других редакциях говорится, что он должен погибнуть от руки сына исполина и увенчаться небесным венцом). Получив благословение Божией Матери, Меркурий вышел из собора и увидел, что его ожидает боевой конь. Оседлав его, воин поспешил в Долгомостье и ночью, незаметно проникнув в стан утомленных от похода и отдыхавших врагов, поразил исполина, а вместе с ним и множество воинов. Однако отряд татар настиг Меркурия, и в ходе сражения один из них (возможно, сын исполина) отсёк ему голову. Татары же, «побросав оружие, гонимые какой-то неведомой силой, бежали от города...и удалились из пределов Смоленских»

Тело святого мученика было найдено жителями Смоленска и затем погребено в Успенском соборе на клиросе, справа от Царских врат. Через некоторое время мученик Меркурий явился во сне тому же пономарю с просьбой повесить над ракой его боевые доспехи: копьё, меч, щит, шлем и поднесь, чтобы в случае нападения врагов чудотворная сила этого оружия помогла бы смолянам одержать победу. Мощи святого Меркурия не сохранились. Существует мнение, что они были утеряны во время обрушения собора, вызванного взрывом складов с боеприпасами в 1611 году. Вполне возможно, что мощи святого до сих пор находятся где-либо под спудом Свято-Успенского собора. Печальная участь постигла и те святыни, которые завещал смолянам сохранять святой Меркурий: в 1812 г. французы забрали копье, а в 1954 г. исчез шлем.

В настоящее время в Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе хранятся лишь железные сандалии святого воина. В правом приделе собора, в иконостасе, находится его икона. В левом приделе помещена икона, на которой святой Меркурий изображен рядом с другим святым смоленской земли – преподобным Авраамием.

Празднование святому мученику Меркурию было установлено в XVI веке. Тогда же в честь него возле Молоховских ворот (ныне это площадь Победы) смоляне поставили памятный каменный столб, переставший существовать, очевидно, вместе с Молоховскими воротами, которые были взорваны в ноябре1812 года оставлявшими город наполеоновскими войсками.

В 2002 году в Смоленске на территории Военной академии ПВО во имя святого мученика Меркурия был возведён деревянный храм, который стал символом единства православного народа и воинства, защищающего жизнь мирных граждан. Наличие храма, посвященного православному святому воину-мученику, несомненно, способствуют воспитанию будущих офицеров в духе любви к отечеству и верности тысячелетней духовной традиции Православия.

Возврат к списку