Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Феодоровская» (1613) - Новости Братства сщмч. Ермогена

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Феодоровская» (1613)

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Феодоровская» (1613) Новости и православные праздники, стихи - изображение
     Сегодня, 14/27 марта, Русской Православной Церковью совершается празднование одному из наиболее чтимых православными россиянами образов Пресвятой Богородицы – святой иконе Её, именуемой «Фео́доровская» – в честь прославления иконы и в память Божьего дарования нашему Отечеству законного государя (в 1613г., в день его наречения). Согласно одному из преданий, образ этот впервые был написан самим св. апостолом и евангелистом Лукой. Иконография образа очень схожа с иконографией другого столь же чтимого образа Пречистой, св. иконы Её, именуемой Владимирская, поэтому некоторыми исследователями этот образ считается одним из списков-реплик с последней, но с одним отличием: левая ножка Богомладенца Иисуса на иконе «Феодоровская» изображена обнажённой до колена. Иконография этого св. образа относится к типу «Элеуса» (или «Елеуса»), по-русски – «Умиление». Св. икона Царицы Небесной, именуемая «Феодоровская», почитаема как одна из основных святынь города Костромы и всей Земли Русской. Кроме того, это древняя монархическая святыня и покровительница монаршей власти, а также (уже на протяжении 4-х столетий) покровительница императорского дома Романовых. Подлинник Феодоровской иконы Царицы Небесной хранится ныне в соборе во имя Богоявления в Богоявленско-Анастасиином монастыре г. Костромы.
     Сведения о том, когда именно св. икона, именуемая «Феодоровская», впервые явилась на Святой Руси, отсутствуют, в церковной истории икона с похожей иконографией упоминается с XII в. Согласно одному из преданий, эта икона пребывала тогда в обветшавшей часовне, стоявшей невдалеке от волжского г. Городца, в Нижегородской обл. В первой половине XIII в. в том месте, где стояла часовня, был основан монастырь во имя этой иконы, ставшей центральной святыней обители (более поздние названия монастыря – Богородичный или Богородице-Феодоровский, ныне – просто Феодоровский). В 1238г., во время нашествия полчищ хана Батыя, город был разрушен, а монастырь сожжён, и многими тогда считалось, что св. икона Богоматери утрачена.
     По поводу второго обре́тения св. образа Богоматери, именуемого «Феодоровская», источники повествуют в нескольких разных вариантах. Согласно одному из них, 16 августа 1239г. икона была обре́тена одним из костромских князей, Василием Квашней, в ветвях дерева на берегу речушки под названием Запрудня, после чего она был перенесена в г. Кострому и помещена там в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы. Позже в месте явления св. образа была основана Спасская монашеская обитель. Согласно другим сведениям, сюжет обре́тения – почти тот же, но дата обре́тения и имя князя отличаются. По этой версии предания, св. икона была обре́тена младшим братом св. блгв. князя Александра Невского, князем Василием Ярославичем, 16-го августа 1263г. (дата взята из «Сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме», которое в 1670г. составил иеродиакон Ипатьевской монашеской обители г. Костромы, именем Лонгин). Согласно другим сведениям, икона была найдена князем Юрием Всеволодовичем († 1238) в обветшавшей часовне под Городцом (где позже был выстроен Феодоровский монастырь). После кончины князя икона находилась у его младшего брата, Ярослава (во Св. Крещении – Феодора, почему св. икона и получила наименование «Феодоровская»), благословившего этим св. образом бракосочетание своего сына, св. блгв. князя Александра Невского. В 1263г., после блаженной кончины благоверного князя, св. икона находилась у младшего брата князя, именем Василия, которым она и была перенесена в Кострому. В любом случае, св. образ был перенесен из Городца, уничтоженного войсками Батыя, в Кострому и помещён в храме во имя св. вмч. Феодора Стратилата. С той поры за иконой было окончательно закреплено наименование «Феодоровская».
     Первыми чудесными событиями, которые связаны с этой иконой Богоматери, считаются случаи её чудесного спасения при пожарах, дважды в разное время произошедших в храме, где она пребывала. Также заступничеству её приписывается случай чудесного спасения г. Костромы от разорения татарами ок. 1262г., когда произошла битва при одном из озёр, находившемся близ города. Озеро после этого стало называться Святым, а само чудо получило наименование «Чудо от иконы Феодоровской Богоматери в битве у Святого озера». 
     В 1613г. состоялось прославление чтимой с древности Феодоровской иконы Божией Матери, и в том же году был установлен ежегодный крестный ход к месту призвания Михаила Феодоровича на царство в Ипатьевском монастыре. Кроме того, начиная с конца XVIII в. в России закрепилась традиция, по которой каждая немецкая принцесса, сочетавшаяся законным браком с российскими великими князьями и принимавшая Православие, получала отчество Феодоровна – в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.
     В послереволюционные годы икона Пресвятой Богородицы «Феодоровская» чудом избежала уничтожения большевиками-безбожниками, и даже напротив – была в 30-х гг. доставлена в Центральные государственные реставрационные мастерские и там отреставрирована, после чего более полувека пребывала поочерёдно в нескольких российских храмах. С 1990г., в связи с возобновлением давнего благочестивого обычая, в день празднования иконе 16/29 августа стали вновь устраиваться крестные ходы со св. образом до места его обре́тения. 18 августа 1991г. Феодоровская икона Пресвятой Богородицы вновь была поставлена в Богоявленско-Анастасиином храме, возвращённом к тому времени Русской Православной Церкви и получившем статус кафедрального собора Костромской епархии, где этот чудотворный образ Царицы Небесной пребывает и ныне.

Дни празднования иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Феодоровская»:
14/27 марта – прославление св. образа (1613г.)
16/29 августа – обре́тение (1239г.)
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Феодоровской», глас 4
Пpише́ствием честны́я Твоея́ ико́ны, Богоотpокови́це,/ обpа́дованный днесь Богохpани́мый гpад Костpома́,/ я́коже дpе́вний Изpа́иль к киво́ту Заве́та,/ пpитека́ет ко изобpаже́нию лица́ Твоего́/ и воплоти́вшагося от Тебе́ Бога на́шего,/ да Твои́м Ма́теpним к Нему́ пpедста́тельством/ пpи́сно хода́тайствуеши всем,/ под сень кpо́ва Твоего́ пpибега́ющим,// миp и ве́лию ми́лость.

Возврат к списку