Истоки кощунственной традиции праздновать 1 апреля
«Первое (или первого) апреля – никому не верю!» Без сомнения, всем отлично известен этот современный светский (и на первый взгляд, вроде бы, «невинный») слоган, однако мало кому известно, что произносящий эти кощунственные слова тем самым отождествляет себя с иудейским старейшинами, распявшими некогда на Кресте Господа нашего Иисуса Христа.
По поводу происхождения этой кощунственной традиции существует несколько версий. Первая из них – та, что эта традиция якобы происходит от того или иного торжества, праздновавшегося в древности различными языческими народами (таковыми считаются: языческое празднование в Древнем Риме, посвящённое древнеримскому идолу Смеха, или, например, древнеиндийский «праздник шуток», который отмечался индусами 31 марта, кроме того, исторически прослеживаются также ирландские и исландские истоки этой традиции).
Сторонниками этой версии 1-го апреля принято совершать разного рода розыгрыши над ближними – как словесные, так и на деле, добродушно подшучивая над их доверчивостью. Этот (якобы «невинный») обычай существует во многих странах мира, в том числе – и в России. Согласно историческим источникам, в России самый первый массовый первоапрельский розыгрыш состоялся в 1703 г., в Москве. По московским улицам в тот день ходили зазывалы, приглашая горожан посетить некое «неслыханное представление». А когда в назначенный час перед многочисленной публикой, пришедшей на «представление», открылся занавес, перед глазами собравшихся предстал транспарант, на котором была надпись «Первый апрель – никому не верь!», чем, собственно, это «неслыханное представление» и завершилось. По поводу происхождения кощунственной европейской традиции 1-го апреля «надувать» ближних, посылая их в разные места с разными абсурдными поручениями (фр. poisson d' avril, англ. april-fool, нем. Aprilnarr, и т.п.), мнения разнятся.
Самое распространённое из них – что в этой традиции проводится параллель с самыми последними днями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, предварявшими Страстной путь Спасителя, без законного следствия взятого под стражу и вначале посылаемого с судилища иудейского первосвященника-саддукея Анны на ночной суд иудейского Синедриона (также противозаконный), на котором председательствовал его зять, первосвященник Каифа (Каиафа), а после – с суда римского префекта Иудеи, язычника Понтия Пилата (т. н. Суда Пилата, относимого в Православии к числу Страстей Христовых), – на суд к правителю Галилеи Ироду Антипе, по окончании суда повторно отославшего Божественного Страдальца на суд Пилата.
Это мнение о происхождении первоапрельской традиции основано на средневековом обычае во время празднования Пасхи Господней, Светлого Христова Воскресения (дата которого часто выпадает на апрель месяц), давать религиозные представления (мистерии), в содержание которых входили все вышеозначенные скорбные события.
Самая достоверная версия происхождения этой первоапрельской традиции – ещё конкретнее, а сама традиция, согласно этой версии, выглядит ещё более чудовищной и кощунственной. Версия эта такова: Согласно православным Типикону и Следованной Псалтири, историческая дата Распятия и Крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа приходится на 30 марта 5533 г. от Сотворения мира, соответственно Светлое Воскресение Христово выпадает на 1 апреля.
Согласно же Евангелию от Матфея, именно в этот день иудейские первосвященники, не верившие, что Христос воистину воскрес, подкупили стражников, приставленных стеречь место погребения Иисуса и Гроб Господень, повелев им лгать всем приходящим и вопрошающим о Нём, что честное Тело Распятого Иисуса Назарянина украдено из гроба его учениками. Цитируем: «Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.
Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня» (Мф.28:9-15). Потому и многие потомки иудеев, распявших Господа, живущие уже в христианском обществе, опасаясь быть осуждёнными этим обществом, в открытую не отвергают факта Воскресения Сына Божия, однако 1-го апреля, в исторический День Светлого Христова Воскресения (!), при встрече говорят друг другу: «Иисус воскрес!», за чем следует ответ: «первое апреля!» (т.е. «не верю!», «неправда!»).
Нам же, православным христианам, следует подходить к этому, якобы «невинному» и «светскому» (а на самом деле – чудовищному и кощунственному) первоапрельскому обычаю и связанному с ним не то что сомнительному, а воистину богопротивному слогану «не верю!», с должными рассуждением и ведением, «да не пребываем в неведении», да не оскорбим Всемилостивого Бога и не оскверним душ наших тягчайшим грехом кощунственного отношения к величайшей христианской Истине – Светлому Воскресению Христову и к грядушему светлому празднику Святой Пасхи Господней. Аминь.