Крещенский сочельник - Новости Братства сщмч. Ермогена

Крещенский сочельник

Крещенский сочельник Новости и православные праздники, стихи - изображение

     Сегодня, 5/18 января, в Православной Церкви начинается т.н. навечерие (предпразднование, предпразднество) Господского праздника Богоявления (Крещения Господня), одного из главных православных церковных праздников, который относится к великим двунадесятым праздникам. Навечерие Богоявления имеет также название Крещенский сочельник (слово «сочельник» происходит от наименования основного праздничного блюда – «сочива», состоящего из сваренных пшеничных зёрен, мёда и резаных сухофруктов, вкушаемого в этот день после окончания праздничной Божественной Литургии, совершаемой вечером). Утром этого дня священнослужителями, одетыми в праздничные облачения, в православных храмах совершается Божественная Литургия по чину святителя Василия Великого. В этот день верующим предписан строжайший пост: до выноса свечи после праздничной Божественной Литургии пища в этот день не принимается вообще, а перед тем, как разговеться сочивом и прочими блюдами, верующие должны выпить натощак освящённой Крещенской воды. Поскольку великое водоосвящение совершается в конце утренней Божественной Литургии, можно начинать пить её сразу по окончании этого священнодействия.

     В IIVвв. Рождество и Крещение Христовы были чтимы в один и тот же день – 6-го января. В V веке празднование Рождества Христова перенесли на 25 декабря (по юлианскому календарю), а празднование Крещения Господня – на 6 января (по новому стилю, по григорианскому календарю – 19 января). 12 дней между праздником Рождества Христова и предпразднеством Крещения Господня, до времени великого освящения воды (водосвятия) – «от звезды и до воды» – называются Святки (святые дни).

     Чин великого водоосвящения (водосвятия), в отличие от малого, совершаемого Церковью в течение года многократно, совершается всего один раз в году – в праздник Крещения Господня. Вообще обычай освящать воду появился в христианской церковной практике с самых ранних веков существования Церкви. Прежде чин великого освящения воды совершался единожды – только в Крещенский сочельник. В современной церковной практике этот чин совершается дважды: в первый раз – в храме, в Крещенский сочельник, в канун праздника Крещения Господня, в конце Божественной Литургии, а во второй – уже в самый день праздника, во время Крестного хода «на Иордань», совершаемого по окончании Божественной Литургии к близлежащему водоёму, или, если его нет – там же, в храме, после чего эта вода раздаётся верующим и хранится (как правило – в Красном углу) и употребляется ими в течение всего последующего года, до следующего празднования Богоявления. Эта освящённая вода совершенно не портится и может храниться и более значительное время – в течение 2-3-х лет. Чин великого водоосвящения оба раза – один и тот же, поэтому бытующее среди неосведомлённых православных мнение о том, что «Крещенская» и «Богоявленская» святая вода чем-то отличаются друг от друга – глубокое заблуждение.

Тропарь предпразднества Богоявления

глас 4

Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, / вознесшуся Илии, / и разделяхуся воды сюду и сюду, / и бысть ему сух путь, иже мокрый, / во образ воистинну Крещения, / имже мы текущее жития преходим шествие: / Христос явися во Иордане освятити воды.

Кондак предпразднества Богоявления

глас 2

Всех, Христе, Благоутробне, отъемляй прегрешений множество/ милости ради безмерныя,/ Иорданскими водами креститися грядеши, яко Человек,/ одеждею мя одевая,// славы древния обнаженна люте.

 


Возврат к списку