Неделя сыропустная, Воспоминание Адамова изгнания (Прощёное воскресенье) - Новости Братства сщмч. Ермогена
10.03.2019

Неделя сыропустная, Воспоминание Адамова изгнания (Прощёное воскресенье)

Неделя сыропустная, Воспоминание Адамова изгнания (Прощёное воскресенье)
     Мясопустная или сырная седмица (в народе именуемая Масленицей) завершается Неделей сыропустной, иначе – Неделей Адамова изгнания, в народе именуемой Прощёным или Прощальным воскресеньем (в 2019г. этот день приходится на 10 марта), за которым следует уже первая седмица самого Великого поста, также называемая «сыропустной». Прощёное воскресенье – последний приуготовительный день ко вступлению в 7-недельный Великий пост (Святую четыредесятницу со Страстной седмицей). В конце богослужения этого дня все православные – от священнослужителей до мирян – просят друг у друга прощения, дабы войти в Великий пост примирёнными с самими собой и со своими ближними. Обычай просить прощения у ближних перед вступлением в Великий пост – изначально  обычай монашеский и берёт начало в глубокой древности, когда иноки многих общежительных монастырей на всю Святую четыредесятницу (на 40 дней) покидали стены обителей и уходили поститься в пустынные места ради сугубого безмолвного уединения и воздержания, откуда по окончании этого сугубого поста, в Вербное воскресенье, возвращались не все – некоторые умирали в пустыне. Поэтому перед уходом на подвиг пустынничества монашеская братия прощалась друг с другом, испрашивая друг у друга прощения за вольные и невольные прегрешения. Именно во время такого отшельничества в пустыне во время Святой четыредесятницы преподобный авва Зосима встретил в пустыне Иорданской великую пустынницу и подвижницу Христову – преподобную Марию Египетскую, о чём повествуется в житии преп. старца.
     В чтениях и песнопениях Недели Адамова изгнания (Прощёного воскресенья) воспоминается самое первое грехопадение человечества в лице наших прародителей, Адама и Евы, произошедшее по причине их невоздержания, излишней пытливости ума, сомнения в вере своему Создателю и несоблюдения ими единственной заповеди, данной им Творцом после их сотворения. Также во время богослужения этого дня восхваляется пост с его спасительными для человеческой души духовными плодами. Всем этим Церковь призывает всех нас, верующих во Единого Истинного Бога, к покаянию и желает донести до нас то, что мы должны не только веровать в своего Создателя и приносить Ему в наших сердцах достойные плоды покаяния (ибо за всякое наше прегрешение нам предстоит дать ответ Правде Божией), но и должны служить Ему самим делом. 
     Итак, последнее воскресенье перед Великим постом в народе принято называть Прощёным или Прощальным воскресеньем. На Божественной литургии в этот день читается Евангелие с отрывком из Нагорной Проповеди Христа (Матф. 6:14–21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца нашего Небесного, а также о пользе поста и о необходимости собирать небесные духовные сокровища вместо материальных земных. Сообразно с этим Евангельским чтением христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения вольно или невольно нанесённых друг другу обид (даже самых, по нашему мнению, незначительных) и принимать все возможные меры к примирению со своими ближними. В некоторых храмах постная вечерня в этот день служится сразу после Божественной Литургии. Неделя Адамова изгнания (Прощёное, Прощальное воскресенье) именуется сыропустной (Сыропустом) потому, что этим днём оканчивается приуготовление православных верующих к Великому посту и вкушение ими любой пищи животного происхождения – рыбы и морепродуктов, молока и любого рода молочных продуктов, сыра, масла, а также яиц.

Кондак Недели сыропустной, глас 6
Премудрости Наставниче, смысла Подателю,/ немудрых Наказателю и нищих Защитителю,/ утверди, вразуми сердце мое, Владыко:/ Ты даждь ми слово, Отчее Слово,/ се бо устне мои не возбраню,/ во еже звати Тебе:// Милостиве, помилуй мя падшаго.