0

Неделя сыропустная, Воспоминание Адамова изгнания (Прощёное воскресенье)

Неделя сыропустная, Воспоминание Адамова изгнания (Прощёное воскресенье)
     Мясопустная или сырная седмица (в народе именуемая Масленицей) завершается Неделей сыропустной, иначе – Неделей Адамова изгнания, в народе именуемой Прощёным или Прощальным воскресеньем (в 2019г. этот день приходится на 10 марта), за которым следует уже первая седмица самого Великого поста, также называемая «сыропустной». Прощёное воскресенье – последний приуготовительный день ко вступлению в 7-недельный Великий пост (Святую четыредесятницу со Страстной седмицей). В конце богослужения этого дня все православные – от священнослужителей до мирян – просят друг у друга прощения, дабы войти в Великий пост примирёнными с самими собой и со своими ближними. Обычай просить прощения у ближних перед вступлением в Великий пост – изначально  обычай монашеский и берёт начало в глубокой древности, когда иноки многих общежительных монастырей на всю Святую четыредесятницу (на 40 дней) покидали стены обителей и уходили поститься в пустынные места ради сугубого безмолвного уединения и воздержания, откуда по окончании этого сугубого поста, в Вербное воскресенье, возвращались не все – некоторые умирали в пустыне. Поэтому перед уходом на подвиг пустынничества монашеская братия прощалась друг с другом, испрашивая друг у друга прощения за вольные и невольные прегрешения. Именно во время такого отшельничества в пустыне во время Святой четыредесятницы преподобный авва Зосима встретил в пустыне Иорданской великую пустынницу и подвижницу Христову – преподобную Марию Египетскую, о чём повествуется в житии преп. старца.
     В чтениях и песнопениях Недели Адамова изгнания (Прощёного воскресенья) воспоминается самое первое грехопадение человечества в лице наших прародителей, Адама и Евы, произошедшее по причине их невоздержания, излишней пытливости ума, сомнения в вере своему Создателю и несоблюдения ими единственной заповеди, данной им Творцом после их сотворения. Также во время богослужения этого дня восхваляется пост с его спасительными для человеческой души духовными плодами. Всем этим Церковь призывает всех нас, верующих во Единого Истинного Бога, к покаянию и желает донести до нас то, что мы должны не только веровать в своего Создателя и приносить Ему в наших сердцах достойные плоды покаяния (ибо за всякое наше прегрешение нам предстоит дать ответ Правде Божией), но и должны служить Ему самим делом. 
     Итак, последнее воскресенье перед Великим постом в народе принято называть Прощёным или Прощальным воскресеньем. На Божественной литургии в этот день читается Евангелие с отрывком из Нагорной Проповеди Христа (Матф. 6:14–21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца нашего Небесного, а также о пользе поста и о необходимости собирать небесные духовные сокровища вместо материальных земных. Сообразно с этим Евангельским чтением христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения вольно или невольно нанесённых друг другу обид (даже самых, по нашему мнению, незначительных) и принимать все возможные меры к примирению со своими ближними. В некоторых храмах постная вечерня в этот день служится сразу после Божественной Литургии. Неделя Адамова изгнания (Прощёное, Прощальное воскресенье) именуется сыропустной (Сыропустом) потому, что этим днём оканчивается приуготовление православных верующих к Великому посту и вкушение ими любой пищи животного происхождения – рыбы и морепродуктов, молока и любого рода молочных продуктов, сыра, масла, а также яиц.

Кондак Недели сыропустной, глас 6
Премудрости Наставниче, смысла Подателю,/ немудрых Наказателю и нищих Защитителю,/ утверди, вразуми сердце мое, Владыко:/ Ты даждь ми слово, Отчее Слово,/ се бо устне мои не возбраню,/ во еже звати Тебе:// Милостиве, помилуй мя падшаго.


Возврат к списку