Яндекс.Метрика
Неделя о мытаре и фарисее - Новости Братства сщмч. Ермогена
0

Неделя о мытаре и фарисее

Неделя о мытаре и фарисее Новости и Православные праздники
     Сегодня, 4/17 февраля, Православная Церковь празднует первое воскресенье – первую из 4-х приуготовительных Недель ко Святой Четыредесятнице (Великому посту), – Неделю о мытаре и фарисее. В богослужебной практике Православной Церкви Неделей о мытаре и фарисее именуется только воскресный день, без последующей ему седмицы (в отличие от трёх последующих приуготовительных Недель, к которым относятся и последующие воскресным дням седмицы). Надо особо отметить, что церковнославянское понятие «неделя» не следует путать с понятием «седмица» (ибо в современном употреблении словом «неделя» именуется именно этот отрезок времени в 7 суток – «седмица»). В церковнославянском языке словом «неделя» всегда обозначался первый день седмицы – день, в который «не делают» никаких дел (день отдыха), и в православной церковной традиции этим днём всегда было воскресенье – в противовес традиционной иудейской субботе. И первый день современной седмицы традиционно именуется «понедельником» именно потому, что идёт непосредственно «по неделе», «после недели», то есть – после воскресного дня. 
     Богослужебной особенностью Недели о мытаре и фарисее является то, что в этот день во всех православных храмах во время совершения Божественной Литургии зачитывается Евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк. 18:10–14), которая повествует о двух израильтянах, одновременно молившихся в храме Божием, – людях, очень разных по внутреннему устроению, поэтому и молившихся очень по-разному. Один из них – фарисей, муж весьма учёный, сведущий в Священном Писании, разбирающийся во всех тонкостях закона Мосиеева и внешне, «по букве», досконально этот закон исполняюший (за что, надо заметить, он весьма почитаем обществом). И молитва его – молитва праведника, но праведника «по букве», а не по духу, молитва человека, имеющего многочисленные, сугубо внешние, добродетели и заслуги и, вследствие этой своей внешней праведности, в общем и целом, вполне довольного собой. Согласно притче, фарисей горделиво благодарит Бога за то, что он «не таков, как прочие люди», и эта молитва его – скорее не благодарение, а самовосхваление: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю»… Мытарь («мыта́рь», «мытник») – так на церковнославянском языке называется сборщик податей (иначе – налогов). В отличие от почитаемого всеми фарисея, это – напротив – человек, всеми ненавидимый и осуждаемый за избранный им род деятельности, потому и обращается он ко Господу в молитве с величайшим смирением и сокрушением сердца, из-за чувства, что он, по множеству совершённых им грехов, не достоин милости Божией, не дерзая поднять к небесам лица (цитируем): «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!». И далее – глубокий нравственный вывод из притчи, слова Самого Спасителя: «Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Притча эта – о нас, о всех людях, верующих в Бога и старающихся исполнять заповеди Божии, а также – о том, что исполняющие их только внешне и имеющие только внешние добродетели тоже в какой-то мере могут быть оправданы Богом, однако гораздо менее тех, кто, будучи лишён таковых добродетелей, слёзно сокрушается о своих несовершенстве и недостоинстве: «…ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Притча эта приуготовляет нас к тому, чтобы войти во Святую Четыредесятницу с осознанием своего недостоинства «воззреть на небо», с сердечным сокрушением и смиренным упованием на безмерную Благость Божию, покрывающую наши грехи (при условии нашего личного покаяния, приносимого нами Богу). Неделей о мытаре и фарисее, по древнему установлению Церкви, начинается сплошная седмица, за которой следует вторая приуготовительная ко времени Великого поста неделя – Неделя о блудном сыне (с последующей после воскресного дня седмицей и восстановленными постными днями в среду и пятницу).
     Также в этот воскресный день (в Неделю о мытаре и фарисее) во время церковного богослужения начинается пение Постной Триоди («триодион» в переводе с греческого означает «трипеснец») – особой богослужебной книги, состоящей из 160-и служб, включающих в себя многочисленные покаянные песнопения. Книга эта была собрана в IX веке прпп. Феодором и Иосифом Студитами из множества трипеснцев, стихир и канонов, написанных в разное время разными авторами-песнотворцами, и в XIX веке дополнена синаксариями, составителем которых был церковный историк и поэт Никифор Каллист Ксанфо́пул. Некоторые каноны и песнопения, раскрывающие духовный смысл подготовительных Недель, написаны в глубокой древности, а прпп. Феодором и Иосифом Студитами в IX веке были составлены службы на Неделю о блудном сыне, а также на мясопустную и сыропустную недели. Канон на Неделю о мытаре и фарисее был написан примерно тогда же, в IX-м столетии, Никомидийским митрополитом Георгием. Пение во время Святой Четыредесятницы Триоди Постной – ещё одна особенность великопостных богослужений, способствующая тому, чтобы каждый православный верующий как в приготовительные недели, так и в течение всего Великого поста привёл свою душу в достодолжное и богоугодное расположение, чтобы достойно встретить величайшее для всех православных торжество – Святое Христово Воскресение, Православную Пасху.

Кондаки в Неделю мытаря и фарисея:

Кондак триоди, глас 4:
Фарисе́ева убежи́м высокоглаго́лания,/ и мытаре́ве научи́мся высоте́ глаго́л смире́нных,/ покая́нием взыва́юще:/ Спа́се ми́ра,// очи́сти рабы́ Твоя́.

Ин кондак, глас 3:
Воздыха́ния принесе́м мыта́рская Го́сподеви,/ и к Нему́ присту́пим гре́шнии, я́ко Влады́це:/ хо́щет бо спасе́ния всех челове́ков,/ оставле́ние подае́т всем ка́ющимся,/ нас бо ра́ди воплоти́ся, Бог сый,// Отцу́ Собезнача́льный.

Возврат к списку