Неделя Торжества Православия - Новости Братства сщмч. Ермогена

Неделя Торжества Православия

Неделя Торжества Православия Новости и православные праздники, стихи - изображение
Сегодня, 21 марта по новому стилю, в воскресенье первой седмицы Великого поста, Православная Церковь празднует Неделю Торжества Православия – окончательного торжества Святой Православной Церкви над всеми ересями и расколами, когда-либо возникавшими и распространявшимися в христианской церковной среде, в умах и душах верующих.

Празднование это было установлено в IX веке (в 843 г.) в Греции – в честь окончательной победы Святой Церкви Христовой и святоотеческого учения об иконопочитании над ересью иконоборчества. Иконоборчество – это еретическое учение, направленное против почитания святых икон, начатки которого прослеживались уже в христологических спорах IV – VI веков, а в VIII веке, уже в Византийской империи, это учение вылилось в целое религиозно-политическое движение и в продолжении почти целого столетия сильно колебало основы Православной Веры, буквально раздирая Святую Церковь на два враждующих лагеря.

При этом гонения, воздвигавшиеся адептами иконоборческой ереси на христиан – сторонников иконопочитания – были едва ли не более жестокими, чем гонения, которые в течение первых веков христианства претерпели благочестивые верующие от рук гонителей-язычников. Адепты ереси иконоборчества, опираясь в своих воззрениях на вторую из 10-и заповедей Декалога (Десятисловия), данных некогда народу Израиля пророком Моисеем («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Пятикнижие Моисеево, Исх. 20:4-5)), считали любые священные изображения Господа, Пресвятой Богородицы, Ангелов и святых на иконах «идолами», а благочестивый христианский обычай почитания святых икон – «идолопоклонством».

Практика иконопочитания, основанная на учении Свв. Отцов Церкви о правильном почитании святых икон, была окончательно утверждена на VII Вселенском Соборе 787 года (последнем из Вселенских Соборов, иначе называемом Вторым Никейским Собором, на котором присутствовали 367 епископов Восточной Церкви и легатов папы римского). Это было выражено в определении Собора о том, что почитание свв. икон отнюдь не является почитанием изделий из древа и красок, но, почитая свв. иконы, мы чтим Первообразы тех, кто на них изображён. Сами же иконы призваны напоминать верующим о Господе, Пресвятой Богородице, свв. Ангелах и святых и праведных угодниках Божиих, направляя к Ним сердца верующих и сподвигая их к более частому молитвенному к ним обращению и подражанию их духовным совершенствам.

После VII Вселенского Собора гонения на христиан-иконопочитателей ослабели, но сами иконопочитатели были окончательно освобождены из мест заточений и ссылок, восстановлены в достоинстве и возвращены на служение Св. Церкви только к середине IX века. Тогда же, 19 февраля 843 г., Константинопольским Патриархом Мефодием было установлено особое торжественное богослужение, которое должно было совершаться в первое воскресенье Великого поста особым чином, именуемым «Торжество Православия».

Чин службы Торжества Православия впоследствии был дополнен текстами, в которых шло перечисление основных христианских догматов. В окончательном варианте эта торжественная служба утверждает не только правое учение о почитании святых икон, но и вообще все православные догматы и постановления всех 7-и Вселенских Соборов – то есть, торжество победы Святой Церкви над всеми когда-либо бывшими ересями и расколами.

В современном нам варианте чин Торжества Православия состоит из чтения Символа Веры, провозглашения анафемы разного рода отступникам и Вечной памяти всем когда-либо послужившим Св. Церкви защитникам Православия. Особое место в службе отведено чину анафематствования. Анафема (от греч. ἀνάθεμα – букв. отлучение) – публичное заявление Церкви об отпадении от неё отдельно взятого человека, группы людей или какой-либо церковной общины с отлучением отпавших от евхаристического и молитвенного общения с остальными членами Тела Христова, которое является самым крайним средством вразумления отступивших от правой Веры и христианского благочестия, равно как и средством ограждения право верующих от общения с таковыми.

Многие люди понимают анафему как проклятие, но это не соответствует действительности. На сегодняшний день чин церковного анафематствования содержит в себе следующие 12 анафематизмов:

1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
2. Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.
4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
7. Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
9. Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

Неделя Торжества Православия празднуется Церковью единожды в году, в воскресенье первой седмицы Великого поста (дата переходящая, в 2021 г. празднование это выпадает на 21 марта).

В неделю первую Великого поста, Торжества Православия тропарь, глас 2:

Пречи́стому о́бразу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же;/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.

Кондак, глас 2:

Неопи́санное Сло́во О́тчее,/ из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь:/ и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в,/ Боже́ственною добро́тою смеси́./ Но испове́дающе спасе́ние,// де́лом и сло́вом, сие́ вообража́ем.

Возврат к списку