Особенности 6-й седмицы Великого поста - Новости Братства сщмч. Ермогена

Особенности 6-й седмицы Великого поста

Особенности 6-й седмицы Великого поста Новости и православные праздники, стихи - изображение
     В песнопениях канона 5-ой недели (5-го воскресенья) Великого поста, о которой мы говорили накануне, а также в богослужениях последующей ей седмицы – «седмицы Ваий» («вайя», по-гречески βαΐον – «ветвь», «ветка») – вниманию верующих предлагается Евангельская Притча о богаче и праведном Лазаре. Опираясь на содержание этой притчи, в эти дни Св. Церковь преследует благую цель – призвать всех Своих чад к подлинному христианскому покаянию, без коего невозможно достичь Царствия Божия, а также к милосердному отношению к ближним и великодушному терпению скорбей. Завершающая эту седмицу Неделя Ваий в русских богослужебных книгах именуется также Неделей Цветоносной, а в народе – Вербным Воскресением или Неделей Цветной. Седмица Ваий в 2019 году продлится с 15 по 21 апреля.
     В понедельник и вторник 6-ой великопостной седмицы (седмицы Ваий) Божественная Литургия не служится, но совершается обычная будничная великопостная служба.
     В среду 6-ой седмицы в православных храмах служится Литургия Преждеосвященных Даров. По будним дням во время Великого поста Божественная Литургия не служится – верующие приобщаются заранее освящённых Святых Даров только по средам и пятницам. Это чинопоследование носит наименование Литургия Преждеосвященных Даров, во время которой верующие причащаются Святым Телом Христовым, напитанным Кровью, а в Чашу при этом вливается обычное вино. По этой причине младенцы на Литургии Преждеосвященных Даров не причащаются: их положено причащать только Святой Кровью Христовой, так как частицу Святого Тела Христова они принять пока не могут. Литургия Преждеосвященных Даров – это средостение всех богослужений Великого поста, и в отдельных древних служебниках она так и именуется – «Литургия Великой Четыредесятницы».
     В четверг 6-ой седмицы Божественная Литургия не служится, но совершается обычная будничная великопостная служба.
     В пятницу 6-ой седмицы заканчивается Святая четыредесятница. К этому дню свв. иноки древних времён приходили назад в свои монастыри из пустынных мест, куда они (в подражание Спасителю, в начале Своего служения удалившемуся на 40 дней в пустыню ради подвига сугубого поста и молитвы), удалялись на всё время Святой четыредесятницы. В этот день во время вечерни, соединённой с Литургией Преждеосвященных Даров, в стихирах поётся: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое…». В пятничный вечер священнослужители в храмах служат великое повечерие.
     В субботу 6-ой седмицы Великого поста Св. Церковью воспоминается чудо воскрешения праведного Лазаря, совершённое Спасителем во дни Его земной жизни, потому эта суббота получила в народе наименование «Лазарева суббота». Чудо воскрешения Лазаря прославляется Св. Церковью как свидетельство силы и славы Божиих, которые явил в этот момент Сын Божий и Спаситель мира, Богочеловек Иисус Христос, и власти Его над телесной смертью, а также как свидетельство истинности Светлого Воскресения Христова и будущего всеобщего воскресения всех усопших от начала мира в последний Судный день, что является содержанием тропаря наступающему празднику – Входу Господню в Иерусалим. Служба Лазаревой субботы по форме и содержанию схожа с воскресной, но полиелей во время неё не совершается.
     6-я великопостная седмица – седмица Ваий – оканчивается Неделей Ваий, русским народом называемой Вербным Воскресением, а другими народами – Пальмовым Воскресением* – 6-м великопостным воскресным днём, когда празднуется великое православное торжество – Вход Господень в Иерусалим.
*Названия эти произошли от благочестивой традиции приносить в этот день в храм пальмовые ветви – вайи, которыми, по преданию, жители Иерусалима встречали Господа Иисуса Христа при Входе Его в Иерусалим. 

Возврат к списку