Особенности богослужений второй седмицы Великого поста

За Неделей Торжества Православия следует вторая седмица Великого поста, которая носит название «седмица светотворных постов». В продолжение этой седмицы тексты церковных богослужений – это по большей части обращение к Господу с испрашиванием благодати просветления ума и внутреннего духовного озарения верующих, право соблюдающих телесный и душевный пост и пребывающих в подвиге покаяния. Кроме того, в богослужениях звучат похвалы посту – как самому прямому и удобному пути к очищению ума и сердца и просвещению и освящению православных христиан.
Богослужения второй седмицы Великого поста исполнены глубочайшего смысла, тематика их основана на учении известного византийского подвижника-богослова XIV века, святителя Григория Паламы (архиепископа Фессалоникийского или Фессалонитского) о природе несотворённого Божественного Света (иначе именуемого Фаворским Светом – того самого, который преобразил Спасителя перед глазами апостолов на горе Фавор, во дни Его земной жизни), а также на его учении о великой силе подвигов покаяния и молитвенного делания. По учению свт. Григория, постижение Божественного нетварного Света и озарение им внутреннего человека осуществимо только путём благочестивой богоугодной жизни верующих с совершением ими многих духовных подвигов (главные из которых – пост и молитва). В связи с этим в воскресенье второй седмицы Великого поста Св. Церковью установлен день памяти свт. Григория Паламы.
В среду и пятницу второй седмицы (как и во все другие седмицы Великого поста) в православных храмах совершается Литургия Преждеосвященных Даров, а суббота этой седмицы (в 2019 году это 10/23 марта) установлена Церковью как поминальная Родительская суббота, во время которой в храмах совершается особое поминовение наших усопших родных и близких. Вторая, третья и четвёртая субботы Великого поста установлены как поминальные по той причине, что Великими постом основные заупокойные поминовения, относящиеся к полному чину Божественной Литургии (по которому Литургия Великим постом не служится и который заменён более кратким чином Литургии Преждеосвященных даров), Церковью не совершаются. Не совершаются и панихиды (поминальные службы 3-го, 9-го, 40-го дня после смерти и годовщин), а также сорокоуст о упокоении. Соответственно, эти три поминальные великопостные субботы установлены Церковью с благой и богоугодной целью – дабы наши усопшие предки и братия, отошедшие ко Господу в правой Вере, во дни Великого поста не были лишены молитвенного предстательства Св. Церкви.
Относительно правил вкушения пищи 2-я седмица Великого поста является менее строгой, чем 1-я, во время которой предписано преимущественно сухоядение – т.е. употребление сырых продуктов питания (хлеба и овощей без растительного масла, а также фруктов, орехов и мёда) один раз в день, вечером. Во время второй седмицы сухоядение предписано в понедельник, среду и пятницу, во вторник и четверг разрешаются сваренные и запечённые продукты без масла, а в субботний и воскресный дни церковный устав дозволяет вкушение горячей пищи, приправленной постным маслом. Также в субботний и воскресный дни второй седмицы Великого поста дозволяется употребление одного бокала сухого виноградного вина.