Яндекс.Метрика
Особенности первой седмицы Великого поста - Новости Братства сщмч. Ермогена
0

Особенности первой седмицы Великого поста

Особенности первой седмицы Великого поста Новости и Православные праздники
     Великий пост в 2019 году начинается 11 марта, за 7 недель до светлого праздника Пасхи. Состоит он из Святой четыредесятницы (40-дневного периода строгого пощения) и шестидневной Страстной седмицы, заканчивающейся в этом году 27 апреля и предваряющей праздник Светлого Христова Воскресения, который в этом году приходится на 28 апреля. Святая четыредесятница была установлена Церковью в воспоминание 40-дневного постного подвига Спасителя в пустыне, когда Сам Сын Божий претерпевал искушения от диавола, не вкушая при этом вовсе никакой пищи. Страстная же седмица установлена в воспоминание последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, крестной смерти и погребения. Общая продолжительность Великого поста вкупе со Страстной седмицей составляет 48 дней.  Главной духовной целью Великого поста является изменение ветхого человека («ветхого Адама») через подвиг покаяния и очищения от греховных страстей и помыслов и, благодатью Божией, начало духовного возрастания и обновления ветхого существа его до достоинства «нового Адама». Первая седмица Великого поста (в 2019г. это временной отрезок с 11 по 16 марта), как и Страстная седмица, отличается особой строгостью, а её богослужение – особой длительностью. В первые 4 дня 1-й седмицы (с понедельника по четверг) вечерами, на Великом повечерии, читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского*.
     Великий покаянный канон – творение преподобного Андрея Критского (известного восточного монаха-мистика и православного гимнографа, святителя, жившего и подвизавшегося в VII – VIII вв. н.э. в Сирии и Константинополе), написанное им в самом конце его жизненного пути, на основании глубочайшего духовного опыта, приобретенного подвижником на протяжении всей его жизни. Текст Великого покаянного канона разбит на 4 части и включён в т.н. постную Триодь. В современной церковной практике на вечернем богослужении в первые 4 дня Великого поста Великий канон читается отдельными частями. В четверг 5-й седмицы Великого поста Великий покаянный канон прочитывается полностью (богослужение это именуется в Православной Церкви «стоянием Марии Египетской»). По форме Великий покаянный канон – довольно крупное поэтическое и богословское произведение, состоящее примерно из 250-и строф, написанных античной ритмической прозой, и представляющее собой высочайший образец православной церковной гимнографии. По содержанию своему это – некая сокровенная беседа человеческой души с самой собою, где речь идёт о покаянии и постепенном восхождении души к своему Отцу Небесному и Создателю, беседа, которая готовит верующих к подвигу великопостного воздержания и очищения души через покаяние, усиленное молитвенное делание и богомыслие.
     В среду и пятницу в течение всего Великого поста в православных храмах служится особый чин Божественной Литургии – т.н. Литургия Преждеосвященных Даров. В соответствии с положениями церковного Устава в будние дни Великим постом полный чин Божественной литургии не совершается, и для того, чтобы поддержать духовные силы верующих, Православной Церковью установлено совершение Литургии Преждеосвященных Даров – богослужения, на котором постящиеся чада Её могут приобщиться Святых Христовых Таин, приуготовленных заранее. 
     В 5-й день первой седмицы Великого поста, в пятницу, в навечерие субботы (в 2019г. это 15 марта), после совершения Литургии Преждеосвященных Даров в православных храмах принято совершать освящение колива (варёной пшеницы, приправленной мёдом) – в воспоминание явления во сне в 362г. (во время правления императора Юлиана Отступника) предстоятелю Антиохийской Церкви Евдоксию св. вмч. Феодора Тирона, повелевшего ему передать всем христианам, чтобы они не приобретали пищи, которая осквернена кровью идоложертвенных животных, но питались коливом (отваренными зернами пшеницы). В первую субботу Великого поста Церковь чествует память св. вмч. Феодора Тирона.
     В первую неделю (в первое воскресенье) Великого поста (в 2019г. это 17 марта) празднуется т.н. Торжество Православия, которое было установлено Св. Церковью в 842г. в память окончательного низвержения в христианской церковной среде иконоборческой ереси и возобновления благочестивого обычая иконопочитания. В день Торжества Православия посреди православных храмов полукругом расставляются аналои, на которых ставятся храмовые иконы. В конце Божественной Литургии перед свв. иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы в этот день совершается особое молебное пение, в котором священнослужители и прихожане молятся об утверждении в Истинной Вере всех чад Святой Православной Церкви и о возвращении на путь истинный всех отступивших от Неё.
     Согласно правилам, содержащимся в 32 главе Типикона (Богослужебного Устава Православной Церкви), в первые 2 дня 1-й седмицы Великого поста (в понедельник и вторник) постящимся не полагается вкушать никакую пищу. В первый раз в эту седмицу (наряду со Страстной седмицей самую строгую в отношении соблюдения телесного воздержания) пищу вкушать полагается на третий день, в среду, после совершения Литургии Преждеосвященных Даров (в этот день разрешены варёные овощи без масла и тёплый хлеб). Далее цитируем Типикон: «Не могущии же сохранити двух дней первых, ядят хлеб, и квас по вечерни, во вторник: Подобне же и старии творят». То есть, пожилым и немощным верующим во вторник, после вечерней службы, дозволяется вкушать «хлеб и квас». Цитируем далее: «В субботы же и недели (воскресенья – ред.) разрешаем на елей точию, и вино». То есть, в субботние и воскресные дни Великого поста во утешение постящимся верующим помимо овощей и хлеба дозволяется вкушать растительное масло и немного вина. Цитируем далее: «В прочих же седмицах постимся, до вечера 5 дней, и ядим сухоядение, кроме суббот и недель: рыбы же во всю святую четыредесятницу никакоже дерзнем ясти, кроме праздника благовещения пресвятыя Богородицы, и недели цветоносныя». И далее: И Аще монах святую четыредесятницу своим лакомством разорит, еже ясти рыбу, кроме праздника благовещения, и недели цветоносныя, то не причастится святых таин и на святую пасху: по друзии две недели покается, а поклонов на день, и на нощь 300». Т.е., согласно Уставу, во все седмицы Великого поста в будние дни православным верующим предписано до вечера не вкушать никакой пищи, но единожды в день, вечером, вкушать хлеб и несваренные овощи без масла. Рыбу же и морепродукты в течение всей Святой четыредесятницы, кроме дней празднования Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим (в просторечии – Вербного воскресенья), православным христианам вкушать запрещено.
     Соблюдение во дни Великого поста столь строгих правил, предписанных церковным Уставом (Типиконом), желательно, однако не для всех возможно. Устав этот в своё время писался для византийских иноков, проживавших в странах с тёплым или умеренным климатом. В северных странах, ввиду и без того суровых природных условий жизни иноков и мирян, многими отдельными монастырями и христианскими общинами создавался свой собственный устав, согласно которому были предусмотрены те или иные послабления для насельников этих монастырей и членов общин (в русском Соловецком монастыре, например, рыба и морепродукты употреблялись иноками в течение всего Великого поста, кроме отдельных дней особо строгого пощения). Кроме того, Церковью предусмотрены во время Великого поста послабления в еде для стариков и болящих, а также для путешествующих и учащихся, на которые, впрочем, обязательно должно быть взято благословение у священника.

*Аудиозапись чтения Великого покаянного канона преп. Андрея Критского Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом вы можете услышать, пройдя по следующей ссылке:  https://www.youtube.com/watch?v=BXlYDzwTi-k


Возврат к списку