Яндекс.Метрика
О Страстной седмице Великого Поста
0

О Страстной седмице Великого Поста

О Страстной седмице Великого Поста Новости и Православные праздники
     Последние 6 дней Великого поста, вплоть до Светлого Христова Воскресения – Пасхи Господней, составляющие Страстную седмицу, называются Великими (Великий понедельник, Великий вторник, Великая среда и так далее).
Ради нас, безбожных, Владыка был предан.
Кто не изумится? Кто не восхвалит?
Преподобный Ефрем Сирин, «Гомилия о Страстях Спасителя»

     Последние 6 дней Великого поста, вплоть до Светлого Христова Воскресения – Пасхи Господней, составляющие Страстную седмицу, называются Великими (Великий понедельник, Великий вторник, Великая среда и так далее). В эти дни Св. Церковь углубляется во Святое Евангелие и воспоминает последние дни земной жизни Спасителя, Его вольные страдания и Крестную смерть. В Великую пятницу – пятницу Страстной седмицы – в 3-м часу пополудни, во время совершения пятничной вечерни, на середину всех храмов для поклонения верующих из алтаря выносится Плащаница – особое полотно с вышитым на нём изображением «Положения Христа во гроб» или «Оплакивания Христа», символизирующее погребальные пелены, которыми было обвито Святое Тело Христово при Его погребении. Плащаница пребывает в центре храмов в течение 3-х неполных дней, по образу трёхдневного пребывания Тела Спасителя во Гробе. Страстная седмица в 2019г. продлится с 22 по 27 апреля и завершится полунощницей, по окончании которой Плащаница будет унесена в алтарь, после чего начнётся служение пасхальной заутрени.
     Все богослужения Страстной седмицы направлены на то, чтобы приблизить верующих ко Господу Иисусу Христу и чтобы их души обрели способность к духовному созерцанию великого Таинства Искупления, совершённому Спасителем в последние дни Его земной жизни.
Первые 3 дня Страстной седмицы призваны приуготовить верующих к достойному прославлению Святых Страстей Христовых, которые воспоминаются Св. Церковью в последние 3 дня этой седмицы.
     Первый день Страстной седмицы – Великий понедельник. Воскресным вечером служится вечерня, которая завершает празднование Входа Господня в Иерусалим, а следом за нею служится утреня понедельника. Св. Церковью, Невестой Христовой, установлено прославление Христа, Её Небесного Жениха, на трёх утренях подряд – тропарем, который в течение церковного года звучит во время совершения полунощниц:
«Се Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща: / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. / Блюди убо душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси Боже, / Богородицею помилуй нас».
     В понедельник Страстной седмицы Св. Церковью воспоминается один из праведников Ветхого Завета – целомудренный Иосиф, который был ветхозаветным прообразом Господа Иисуса Христа, а также евангельская притча о бесплодной смоковнице, которая символизирует ветхозаветный Израиль, не принесший плода – достойных дел Веры.
     В Великий вторник Св. Церковью воспоминаются слова Спасителя о Его Втором Пришествии, Притча о десяти девах и Притча о талантах. Вечером во вторник в последний раз поётся тропарь «Се Жених грядет в полунощи…»
     Великая среда – день, в который одним из 12-и Апостолов, ближайших учеников Христовых, Иудой Искариотом, было совершено предательство Христа (по средам в продолжение всего церковного года. мы постимся в воспоминание именно этого предательства). В Великую среду Св. Церковью также вспоминается женщина, бывшая грешница, перед Его вольными страданиями, Распятием и Крестной смертью омывшая ноги Спасителя своими слезами, отёршая их своими волосами и помазавшая драгоценным миром, тем самым заранее приуготовив Его к погребению.
     Утром среды в последний раз служится Литургия Преждеосвященных Даров и читается молитва преп. Ефрема Сирина с тремя великими земными поклонами. Земные поклоны (за исключением поклонов перед Плащаницей) не будут более совершаться до самого Дня Святой Троицы (Пятидесятницы). Вечером среды в храмах совершается последнее Таинство исповеди (во многих храмах Таинство исповеди не будет более совершаться до конца Светлой седмицы).
     В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом церковном году Литургии Преждеосвященных Даров.
Страстные дни
     Последние 3 дня Великого поста именуются Св. Церковью Страстными, так как в эти 3 дня – в последние 3 дня земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – было совершено предательство Христа одним из ближайших Его учеников, Иудой Искариотом, после чего совершились Святые Страсти Христовы – моление Господа о Чаше в Гефсиманском саду, взятие Спасителя под стражу, суд Пилата, бичевание, Крестный путь Его на Голгофу, Распятие и Крестная смерть Господа, положение святого Тела Его во Гроб, а также Его субботнее Сошествие во ад, дабы вывести оттуда всех ветхозаветных праведников, пребывавших на лоне Авраамовом и вместе со всеми живыми ожидавших Мессию – Спасителя мира.
Великий четверг
     В Великий четверг Св. Церковью воспоминаются 4 главных евангельских события, совершившихся в этот день: Тайная вечеря – последняя трапеза Господа с учениками (Апостолами) во время Его земной жизни, на которой Спасителем было установлено новозаветное Таинство Святого Причащения (Евхаристия), умовение Спасителем ног Своим ученикам в знак безмерного снисхождения, любви к ним и глубочайшего смирения, моление Спасителя о Чаше в Гефсиманском саду и предательство Иуды Искариота. В этот день всем православным христианам желательно причаститься Святых Христовых Таин. Литургия в Великий четверг служится по чину свт. Василия Великого и соединена с вечерней.
     В конце Тайной Вечери Богочеловек Иисус Христос проявил Свое великое смирение тем, что, преклонив колена, омыл ноги Своим ученикам, и это событие нашло отражение в богослужебной церковной практике. Чин омовения ног заключается в том, что в Великий четверг после совершения Божественной Литургии, по образу смирения Христова, архиерей омывает ноги 12-и священнослужителям. В течение всего ХХ века в Русской Православной Церкви чин омовения ног в храмах не совершался, совершение его восстановил в 2009г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 
     Вечером Великого четверга служится утреня Великой пятницы – одна из самых долгих и красивых служб в церковном году, носящая название «Двенадцать Евангелий Завета Святых Страстей». На этой службе воспоминаются Страсти Христовы – начиная от моления Спасителя о Чаше в Гефсиманском саду до положения Святого Тела Его во Гроб.
     В нашем народе имеется обычай в Великий четверг совершать подготовку к Светлому Христову Воскресению – Пасхе: прибираться в домах, выпекать куличи и красить яйца, почему Великий четверг носит народное название «Чистый четверг». Однако лучше всё это сделать загодя, а время между утренней и вечерней службами Великого четверга лучше посвятить молитве и отдыху. Тем более нельзя пропускать богослужения Страстных дней из-за предпраздничной суеты.
Великая пятница
     Великая пятница начинается с утренней службы Царских часов. Богослужение этого дня как бы ставит верующих при Кресте Христовом, делая их духовными свидетелями Святых Страстей Господних. Божественная Литургия в Великую пятницу не совершается, ибо в этот день Сам Господь принёс Себя в жертву за грехи мира, и вместо неё служатся Царские Часы.
     В середине дня (примерно в 2 часа или в третьем часу пополудни, в час смерти Спасителя на Кресте), в воспоминание снятия с Креста Тела Христова и погребения Его, в храмах служится вечерня и в конце её совершается Вынос Плащаницы. Священнослужители выносят Плащаницу в центральную часть храма для поклонения верующих, где она остаётся до пасхальной полунощницы, по завершении которой она уносится назад в алтарь.
     Утренняя и дневная трапезы в Великую пятницу не полагаются – в этот день православным верующим предписан строгий пост.
     Пятничным вечером в храмах служится утреня Великой субботы с чином Погребения Плащаницы – это долгое и светлое богослужение возле Плащаницы, украшенной множеством цветов, во время которого всеми предстоящими уже ощутимо приближение Светлого Христова Воскресения – Пасхи Господней. В некоторых из храмов и монастырей (таких как Троице-Сергиева Лавра, московский Данилов монастырь и др.) Погребение Плащаницы происходит ночью (что литургически правильнее), а сразу после него совершается Божественная Литургия.
Великая суббота
     В Великую субботу Св. Церковь воспоминает такие события как погребение Спасителя, пребывание Его Тела во Гробе и Сошествие Душою во ад, чтобы возвестить пребывающим там усопшим Победу над смертью и адом и извести из ада души тех, кто с верой ожидал Его пришествия, а также введение в рай благоразумного разбойника.
     Божественная Литургия Великой субботы – дня покоя, когда почил Сам Сын Божий, – столь же долгое и торжественное богослужение, на котором перед Плащаницей читаются отрывки Ветхого Завета – «паремии» («паримии»). По настрою эта служба – уже пасхальная: в паремиях появляются мотивы чудесного спасения (выход Израиля из Египта и спасение в огне пророка Даниила и его друзей), которое символизирует спасение всех людей от ада и смерти Крестной Жертвой и Воскресением Господа Иисуса Христа, а также звучат Евангельские слова о Воскресении Христовом. Вместо Трисвятого на богослужении Великой субботы поется «Елицы во Христа крестистеся» и звучит отрывок из Апостола о великой силе Святого Крещения – в воспоминание раннехристианского обычая крещения оглашенных в Великую субботу. Священнослужители в этот день переоблачаются из великопостных одеяний фиолетового цвета в белое праздничное облачение. 
     После Божественной Литургии совершается освящение куличей, яиц и пасхи (обычно это происходит в храмовом дворе). У православных существует благочестивый обычай освящать еду не только для себя и семьи, но какую-то часть её жертвовать храмам, а также нуждающимся.
     Кроме того, в Великую субботу в храме в течение всего дня (или как минимум – в последние часы перед началом пасхального богослужения) принято читать Деяния Апостолов. Пасхальное богослужение начинается чтением на полунощнице канона «Плач Пресвятой Богородицы», после чего Плащаницу уносят в алтарь и начинают служить Пасхальную заутреню – первую службу Светлого Христова Воскресения.

Возврат к списку