Отца Димитрия Смирнова - с днем рождения! - Новости Братства сщмч. Ермогена

Отца Димитрия Смирнова - с днем рождения!

Отца Димитрия Смирнова - с днем рождения! Новости и православные праздники, стихи - изображение
Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая 3 марта 2019 года в храме Благовещения Пресвятой Богородицы, по евангельскому слову Иисуса о приходе Сына Человеческого во славе Своей [Мф., 25, 31-46]

     Сегодняшнее воскресенье именуется Церковью Неделей о Страшном суде. Есть о чём задуматься. Несмотря на то что мы каждый год стараемся это изъяснять на разные лады, во-первых, люди и новые приходят, а во-вторых, теми, кто это уже вроде бы и слышал, усваивается всё-таки не очень прочно, потому что как-то человек недопонимает. И Сам Господь в притче о сеятеле объяснил, что, бывает, житейские заботы становятся для человека главными и отвлекают всё внимание.
     Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов (Мф. 25, 31-32). Господь даёт такой образ. Конечно, никто никого отделять не будет. И потом, где разместить семь с половиной миллиардов людей? И какой смысл их собирать? Это просто говорится о том, что будет происходить. Как всегда, Господь говорил образами.
     Например, если идёт богослужение, а дети начинают орать, можно сказать: «Ну это как сумасшедший дом». Потому что только в сумасшедшем доме каждый орёт на тему, которая ему нравится. Но это же не сумасшедший дом. Сумасшедший дом – это всего лишь образ. Кстати, неверный. В сумасшедшем доме я много раз бывал. Даже у меня было такое десятилетие, когда я постоянно туда ходил. Для психохроников такое учреждение. И там тишина. Как ты заорал, так укольчик – и ты тихонький такой. Всё в порядочке. Никто не допустит, чтобы сумасшедший дом превратился в сумасшедший дом. Для этого и медицина существует.
     Какие слова главные в этом евангельском повествовании? Что всё человечество собирается Богом и отделяется одно от другого – овцы от козлов. Как это узнать? Нельзя доверить это отделение самим людям, потому что они очень пристрастны: моё, значит хорошее, а не моё, значит похуже. Эти чёрные, эти ещё какие-то другие. Своё как-то получше. А у Бога не так. Бог на это вообще не смотрит, ни на то, что человек чёрный или белый. Можете себе представить, Бог даже не смотрит, кто умный, а кто глупый. Вроде бы отделение овец от козлов. В некоторых местах слово «козёл» является вообще оскорблением. Но это сказано для того чтобы показать, что вот это отделение всё равно заботливое, как у пастуха, которому надо отделить одних животных от других. И них и корм разный, с этой целью. И они на стойбище получают немножко разный уход, из этих соображений.
     И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 33-34). Оказывается, овцам, которых Он отделил и поставил по правую руку, Он уготовал Царствие Небесное. И по какому же принципу действует Господь? Ну уж совсем не по внешнему виду, не по уму, не по национальности, не по богатству. А вот у интеллигенции очень ценится даровитость: «Ах, какой талант!» Ну талант талантом, а если человек сволочь? Извините, со своим талантом иди на левую сторону. Талант – это то, с помощью чего ты можешь денег заработать. Но для Бога это не важно. Потому что сколько бы человек ни заработал, Богу от этого прибыли нет. Богу требуется, чтобы каждый человек делал бы дела Божии, чтобы люди, видя его добрые дела, прославляли Отца, Который на небесах (см. Мф. 5, 16).
     Дальше он говорит: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 35-40). Какое же качество нужно человеку, чтобы принять странника или чтобы накормить голодного? Нужна доброта и милостивое сердце. Не просто: «Как жалко!» Это ничего не стоит. Стоит, когда взял одёжку, выбрал, отдал, померил – не подошло; другую – подошло. «Ну, ступай!» Вот Господь ждёт каждого. Он не спрашивает, красивый ты, умный, богатый, образованный. У людей это ценится. Для Бога это ничто. Требуется только одно качество души человека — способность на любовь. И это всегда выражается в конкретном действии. Если человек в душе любит весь мир, это никому не нужное упражнение. А вот конкретно: одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). Вот только в таком виде. И Господь из всех миллиардов отыскивает только таких людей, которые сами потрудились, сами захотели без всякого приказа, по велению сердца. Может быть, делая ошибки. Потому что мы сейчас живём в такое время интересное: ты можешь принять странника, а он тебя и обокрадёт. Сколько мы тут принимали всяких странников, и они обворовывали храм. Это обычная история. Риск есть риск. Человек просит: «Пожалуйста!», работает. Даже один умудрился трактор украсть. Поймали и посадили. С какой целью? Ну как «с какой целью»? Ну, когда хоть посидит годик, а ему дали годик, задумается, что так делать нельзя. Потому что объяснения не помогают. Алчность превосходит благодарность за милосердие. А когда человек посидит, пишет маме письмо: «Мамочка, как ты была права!» Посидел, и что-то до него дошло. Дай-то Бог!
     Если мы хотим достичь Царствия Небесного, главное, чего мы должны достичь – нового качества своего сердца. Не в себя богатеть, а в Бога (см. Лк. 12, 21). А в Бога богатеть можно только если любому человеку вне зависимости от того, крещёный он или не крещёный, умный или дурак, образованный или нет, мы оказываем милость. Таким образом мы оказываем милость Самому Христу. Это очень важное дело. Через образ Страшного суда мы должны это усвоить.
Но Господь на этом не останавливается. Тем, которые по левую сторону Царь тоже скажет слово. Видите, он ими не пренебрегает, сказав лишь «отойдите отсюда»: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 41-46). Мы видим, что Господь не судит людей. Каждый человек через Евангелие предупреждён. Ты хочешь быть праведником? Делай то, что Господь сказал одному из меньших братьев Господу Иисуса Христа. Или наоборот, не делай. Этим самым ты готовишь себе участь. Здесь мы живём временно, там мы живём вечно. От того, что мы делаем во временной жизни, мы упражняем своё сердце либо в равнодушии, либо, наоборот, в любви. А так как Царство Небесное – это Царство людей, любящих Бога, если у человека нет такого свойства – любить, он там пребывать не может. Поэтому человек сам выбирает себе участь. Никто его не судит. Каждый человек судит себя сам. Вот, собственно, и всё. Очень коротко, ясно, наглядно перечислено всё необходимое.
Почему нужно приобщать своё милосердие? Если будем поступать так, Господь обязательно примет наше старание. А если ещё будем с молитвой делать, то всяких ошибок на этом поприще всяких ошибок будет совсем мало и они никак нас не разочаруют. Так что вот, дорогие братья мои, поздравляю вас с Неделей о Страшном суде.
Спаси всех Господи!


Возврат к списку