Память свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского (407) - Новости Братства сщмч. Ермогена

Память свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского (407)

Память свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского (407) Новости и православные праздники, стихи - изображение
     26 ноября (13 ноября по старому стилю) Православная Церковь празднует день восшествия на архиепископскую кафедру святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского (на Руси его также называли «патриархом Царьграда»).
     Святитель Иоанн Златоуст (Златоустый) почитается Православной Церковью как один из святителей вселенских, наряду с двумя другими великими святителями – свтт. Василием Великим и Григорием Богословом. Имя свт. Иоанна хорошо известно любому православному верующему не только по его знаменитым богословским трудам и проповедям, произнесённым им во время служения его на архиепископской кафедре (жил святитель во второй половине IV – начале V вв. и проповедовал сначала в родной Антиохии, а потом – в Константинополе и окрестностях), которые впоследствии в разное время были изданы и переизданы не только у нас, но и во многих странах мира и составили «золотой фонд» православной богословской литературы. Имя его известно ещё и потому, что чин Божественной Литургии, совершаемой на протяжении многих веков во всех православных храмах, составлен именно святителем Иоанном. 
     Житие свт. Иоанна подробно описано многими авторами, в частности, нашим русским святителем Димитрием, митрополитом Ростовским, жившим в ХVII веке (см. «Житие святого отца нашего Иоанна Златоустого, патриарха Константинопольского»: Четьи-минеи свт. Димирия Ростовского, ноябрь месяц, день 13-й). Главное, что мы узнаём из житийной литературы о святом – это то, что этот великий «учитель вселенной», «светильник миру», «столп и утверждение Церкви» (по слову свт. Димитрия Ростовского), прожил жизнь в непрестанном подвиге, пережив всё – от всенародной славы великого архипастыря до суровых гонений со стороны тогдашних властей – причём, властей не только светских, но и церковных. Благодаря своему дару великого проповедника, он не только занял подобающее ему место в церковной иерархии, но и снискал уважение и любовь у простого народа. Кратко можно охарактеризовать его подвижнический путь как непрестанную проповедь покаяния и мужественное стояние в Истине Христовой (вплоть до изгнания – со многими скорбями и лишениями – и жестокой смерти на чужбине). Ибо, невзирая на высокое положение в церковной иерархии – архиепископство, святому почти постоянно приходилось иметь дело с отступничеством от Веры Христовой светской государственной власти и истеблишмента и часто возникавшими народными смутами, сначала – в Антиохии, а впоследствии – в Константинополе и окрестных городах и селениях. Причём, относясь к простым людям, к пастве, милостиво, как к родным детям, он всегда держал очень жёсткую позицию по отношению к неправедным действиям властей. Он, как говорится, постоянно находился «меж двух огней» – светской властью и простым народом, часть которых была уже воцерковлённой, другая – нет. В такой сложной ситуации его проповедь покаяния и возвращения на путь истинный должна была обладать (и действительно обладала) особой духовной силой, способной должным образом обличить в неправедных деяниях, вразумить и примирить эти две противоположных стихии – народ и власть. Потому эти проповеди и отличаются особой силой слова и пламенностью, что очень ценно для Православной Церкви – и на протяжении всей последующей церковной истории, и (особенно) в наше, во всех отношениях сложное и смутное, время всеобщей апостасии.
     И сегодня, празднуя день восшествия на архиепископскую кафедру святителя Иоанна Златоустого, этого великого учителя Церкви, проповедника и миротворца, всю свою жизнь посвятившего вразумлению неразумных и окормлению и воспитанию истинных чад Церкви Христовой, мы, православные, должны задуматься о том, чтобы и со всеми нами было – по слову Евангельскому, произнесённому другим светильником Божиим и проповедником покаяния, пророком и Предтечей Господним Иоанном Крестителем: «…приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк. 1:3).

Возврат к списку