Яндекс.Метрика
память святых отцов Первого Вселенского Собора
0

9 июня - память святых отцов Первого Вселенского Собора

9 июня - память святых отцов Первого Вселенского Собора Новости и Православные праздники
     Сегодня, 27 мая / 9 июня, Святая Православная Церковь воспоминает свв. отцов I Вселенского Собора (именуемого Никейским), который состоялся в 325г. от Р.Х. в г. Никее и был созван с целью осуждения еретического учения (ереси) александрийского пресвитера Ария, который, в свою очередь, проповедовал в среде христиан новое вероучение, что будто бы Сын Божий Иисус Христос не является единосущным Отцу и что (цитируем) «было такое время, когда Сына не было». Он также дерзал называть Сына Божия «высшей тварью», «первой из тварей», считая природу Его, Второго Лица Пресвятой Троицы, отнюдь не Божественной, но тварной. I Никейский Вселенский Собор созывался, по прошению многих свв. отцов, желавших защитить правую Веру от новой ереси, св. императором Константином Великим, 1-м в мире императором-христианином и благочестивой матерью его, св. царицей Еленой. Итак, слово «собор» означает «собрание», а слово «ересь» – чьё бы то ни было личное мнение или учение о Боге, которые противоречат истинам христианской Веры.
     Понятие Вселенский Собор означает совместное заседание право верующих первоиерархов (епископов, митрополитов и патриархов всего христианского мира), целью которого является обсуждение некоторых не уяснённых до той поры вероучений и их оформление в чёткие и неизменные законы – догматы. Кроме того, Вселенский Собор имеет полномочия на осуждение тех или иных учений, которые являются чуждыми Евангельскому и святоотеческому вероучению, и анафематствовать (отлучать от Церкви, предав анафеме), адептов разного рода ересей, раздирающих единство Веры Её (символом которого является цельнотканый хитон Господень, о чём во Св. Евангелии сказано: «хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху» (Ин. 19, 23)).     
     Итак, I Вселенский Собор был созван по той причине, что в первой четверти IV века свв. отцам Церкви требовалось защищать истинную Веру от лжеучения еретика Ария и его последователей – ариан. Арий был пресвитером из г. Александрии (Египет), весьма горделивым и непокоривым, но при этом – отличным проповедником. Арианство в короткие сроки разошлось так широко, что начало раздирать Церковь на две враждующие стороны и уже угрожало распространиться в масштабах всей Римской империи – как Восточной, так и Западной. Свв. отцы, будучи не в состоянии больше сносить хуления, которые были возводимы арианами на Пресвятую Троицу и на Сына Божия, начали умолять о помощи императора-христианина Константина Великого, дабы он высшей императорской властью споспешествовал им в успокоении Церкви Христовой и осуждении нечестивого арианского вероучения. Вдохновлённый Духом Святым, благочестивый император повелел созвать на государственные средства в 325г. в Никее I Вселенский Собор, на который прибыли все первоиерархи Церкви Христовой с Востока и Запада империи (свв. отцов было числом 318, в частности, на Соборе присутствовали такие великие христианские святые как свт. Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, и свт. Спиридон Тримифунтский, епископ, а также делегаты от папы Римского Сильвестра I, ибо вплоть до 1054г. Церковь Христова была едина, т.е. не разделена на 2 Церкви – Восточную Православную и Западную Римо-католическую). Потому и Соборы, созывавшиеся до того, как Церковь разделилась на 2 части, именуются Вселенскими (общехристианскими), что в этих Соборах принимали участие также первоиерархи Римской кафедры.
     На Соборе свв. отцами был предан анафеме как сам еретик Арий, так и его нечестивое вероучение. Свв. отцами был установлен догмат о том, что 3 Лица Пресвятой Троицы – Отец, Сын и Дух Святой – являются единосущными и нераздельными. Также на Соборе была сформирована 1-я часть Символа веры (1-е 7 его членов, об Отце и Сыне). Последние 5 членов (о Святом Духе) были сформированы на II-м Вселенском Соборе 381 года. В Никейском Символе веры кратко изложены догматы истинной Веры, и его ежедневно читают православные верующие в храмах и дома, во время совершения утреннего и вечернего молитвенного правила – в качестве исповедания истинной Апостольской Веры.


Возврат к списку