Первое и второе обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - Новости Братства сщмч. Ермогена

Первое и второе обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Первое и второе обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна  Новости и православные праздники, стихи - изображение
     Сегодня, 24 февраля / 9 марта, Православная Церковь воспоминает первое (IV в.) и второе (452г.) обре́тения честной главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – самого последнего пророка времён Ветхого Завета, возвестившего израильтянам явление в мире ожидаемого ими веками Мессии – Спасителя народа Израильского и всего мира, и одного из самых чтимых Св. Церковью служителей Господа. Предтечей св. пророк Иоанн именуется по той причине, что он возвестил миру о пришествии Мессии-Спасителя и призвал людей «приготовить пути Господу» непосредственно перед тем, как Господь наш Иисус Христос вышел на Свою проповедь людям Святого Евангелия. Крестителем же Господним он наименован, ибо удостоился от Господа великой чести, чтобы Само воплощённое Слово Божие, Богочеловек Иисус Христос, принял от его рук Святое Крещение (ибо, как сказал Господь, «так надлежит нам исполнить всякую правду»). По слову Самого Спасителя, «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя».
     Вскоре после принятия Святого Крещения Господом нашим Иисусом Христом, за проповедничество израильтянам об Иисусе – что Он есть Сын Божий и ожидаемый ими Мессия, а также за обличительные речи в адрес правившего в то время израильтянами Ирода Антипы (сына царя Ирода Великого), с обвинениями царя в том, что тот незаконно сожительствует с супругой брата Иродиадой, св. пророк Иоанн был схвачен воинами царя и заточён в темнице. В 32г. по Р.Х., после того, как дочь Иродиады – Саломея – своим танцем на царском пиру весьма угодила самому царю и собравшимся, по совету своей родительницы в качестве вознаграждения она попросила Ирода (пообещавшего ей в награду за танец исполнить всё, чего она ни попросила бы) отсечь и принести ей главу св. пророка Иоанна. По повелению царя Ирода, не посмевшего нарушить обещание, данное Саломее, св. пророк Иоанн был приговорён к смертной казни через усечение мечом и обезглавлен, удостоившись, как и все пророки Божии, бывшие до него, мученического венца. Это тягчайшее в истории преступление против святого пророка Божия описано сразу в 2-х книгах Нового Завета – во Св. Евангелии от Матфея (Мф. 14:1-12) и во Св. Евангелии от Марка (Мк. 6:14-29). В воспоминание усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Св. Церковью был установлен одноимённый праздник. После мученической кончины пророка его ученики тайно вынесли святое тело его с места казни и положили в потаённом месте в городе Севастии (тогдашняя Самария), а честную главу пророка втайне ото всех схоронила в особом сосуде на Елеонской горе праведная Иоанна, супруга тогдашнего домоправителя царя Ирода. 
     Всего за время существования Церкви Христовой совершилось три обре́тения честной главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Св. Церковь установила 2 отдельных дня для воспоминания этих событий – первое и второе обре́тения, состоявшиеся в IV веке, празднуются 24 февраля / 9 марта (дата переходящая, в високосный год это 8 марта), а третье обре́тение, состоявшееся около 850г. по Р.Х., – 25 мая / 7 июня.
     Во время правления равноапостольного императора Константина Великого († 337), ставшее временем расцвета в Римской империи Христианства, монахам-паломникам, пришедшим во Святой град Иерусалим поклониться святыням, было два явления самого Иоанна Крестителя, во время которых им было открыто местонахождение честной главы пророка. Монахи взяли святыню из земли, положили в мешок, связанный из шерсти верблюда, и отправились в обратный путь. На пути им встретился незнакомец, которого они попросили понести мешок со святыней, не сказав ему при этом, что именно находится в мешке. Их попутчик шёл рядом, не ведая, что за бесценная ноша находится у него в руках, однако явившийся ему св. пророк Иоанн открыл ему эту тайну и повелел покинуть обленившихся монахов и унести с собою то, что они ему дали. Так он и сделал, после чего с честью положил честную главу пророка Божия в своём доме. Незадолго до своей кончины он положил ее в сосуд для ношения воды и отдал своей сестре. С того времени святыня, возле которой совершалось множество чудесных исцелений, благоговейно передавалась христианами друг другу на хранение. Однажды она попала к священнослужителю, именем Евстафий, который был адептом ереси Ария. Больным, исцелявшимся от недугов возле честной главы пророка он говорил, что подаваемая от святыни благодать исцелений – свидетельство того, что истинная вера – арианство. Когда обман его был открыт, кощунник бежал, зарыв честную главу в одной из пещер и рассчитывая через какое-то время возвратиться и, прикрываясь святыней, снова начать проповедь еретического учения. Однако Господу это было неугодно, и пещера, где была сокрыта святыня, сперва стала жилищем благочестивым монахам, а затем там была создана иноческая обитель. В 452г. св. пророк Господень Иоанн явился наместнику монастыря Маркеллу и открыл ему то место, где была сокрыта его честная глава, которую вскоре перенесли в г. Емессу, а после – в Константинополь. Таким образом совершилось второе обре́тение святыни, которое Св. Церковь установила праздновать в один день с первым обре́тением – 24 февраля / 9 марта (в високосный год эта дата – 8 марта).
     Надо отметить, что лидеры атеистически настроенной части современного общества, устанавливая общественные гражданские праздники, чаще всего отнюдь не случайно приурочивают даты этих празднеств к торжественным церковным датам. Так, например, почти современными нам Иродиадой и Саломеей – Кларой Цеткин и Розой Люксембург – в начале минувшего столетия для празднования т.н. международного женского дня была установлена дата накануне празднования Св. Церковью первого и второго обретений честной главы Иоанна Крестителя, обезглавленного некогда царём Иродом Антипой по требованию двух вышеупомянутых нечестивых женщин, – дата, которая в високосный год попадает непосредственно на день, напоминающий христианам об этом скорбном событии, что отнюдь не выглядит, как случайное совпадение, напротив, оставляет впечатление сознательного и сугубо кощунственного умысла.
Тропарь первому и второму обретению главы Иоанна Предтечи, глас 4
От земли́ возсия́вши, Предте́чева глава́,/ лучи́ испуща́ет нетле́ния, ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий род,// единогла́сную возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.

Возврат к списку