09.01.2019
Первомученик апостол от 70-и Стефан, архидиакон
Сегодня, 9-го января по новому стилю, Православная Церковь отмечает день памяти святого апостола от 70-и, первомученика и архидиакона (перводиакона) Стефана – самого первого в истории Церкви христианского мученика, пострадавшего за Христову проповедь в Иерусалиме. Христианское служение и мученическая кончина его описаны св. апостолом и евангелистом Лукой в книге Деяний апостольских (главы 6-8).
Происходил будущий архидиакон Стефан из еврейской диаспоры, проживавшей не на Святой Земле, а за её пределами. Эти евреи, жившие за границей, на территории Римской империи, носили название «эллинистов», так как находились под сильным влиянием греческой культуры, которая была доминирующей на этих территориях.
После Святой Пятидесятницы (Дня сошествия Святого Духа на Апостолов) Церковь Христова очень быстро стала пополняться новыми членами, благодаря богодухновенной апостольской проповеди во множестве принимавшими Святое Крещение. С увеличением количества её членов появилась необходимость заботиться о наиболее незащищённых из них – о нуждающихся и немощных, а также о сиротах и вдовах. По этой причине Апостолы от 12-и вынуждены были избрать себе в помощь ещё семерых достойнейших из христиан, посвятили их в диаконы («диакон» – греч. «помощник», «служитель») и поручили им, помимо помощи в молитвословиях и церковных богослужениях, опеку над нуждающимися членами Церкви.
Молодой христианин именем Стефан отличался крепкой и горячей верой и особым даром слова и был самым первым из христиан посвящён в чин диакона (почему и называем архидиаконом). Очень быстро он стал известен в Иерусалиме своей пламенной проповедью Веры Христовой, кроме того, он без особого труда побеждал в богословских прениях знаменитейших иудейских законоучителей, причём, его проповеди часто сопровождались знамениями и чудесами. Такая успешная проповедническая деятельность вызвала ненависть к нему фарисеев, и те, при участии лжесвидетелей, обвинили его перед синедрионом, поставив ему в вину то, что он своими высказываниями якобы наносит оскорбления не только пророку Моисею, но и Самому Богу. Стефан же бесстрашно ответил на это обвинение пламенной речью, обличавшей иудеев в том, что они не только на протяжении всей истории еврейского народа гнали святых пророков Божиих, но и казнили Самого веками ожидаемого ими Мессию, Сына Божия, Богочеловека Иисуса Христа. Во время этого судилища св. Стефан увидел, что Небо над ним разверзлось, и возгласил: «Я вижу Небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога!». Выслушав эти его слова, члены синедриона пришли в невероятную ярость, набросились на св. Стефана и повлекли его за пределы города, побивая камнями. Святой первомученик во всё время казни, подражая Господу Иисусу Христу, молился за своих мучителей, а перед самой своей кончиной от их рук, уже упав на землю под градом камней, он воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им этого греха и прими дух мой!». Мученическая кончина 30-летнего архидиакона Стефана, самого первого христианского мученика, произошла в 34г. н.э. На казни его присутствовал и тогдашний гонитель христиан Савл, ещё совсем молодой человек, – он одобрял мучителей св. Стефана и стерёг одежды тех, кто убивал первомученика, закидывая его камнями. Но в скором времени, будучи предузнан и избран Самим Господом, Савл раскаялся во всём, содеянном им, уверовал во Христа, принял Святое Крещение и стал одним из двух Первоверховных Апостолов Христовых, приняв в Крещении имя Павел.
По совершении казни святое тело первомученика Стефана было оставлено без погребения и брошено на съедение зверям и птицам, но уже на 2-ю ночь было найдено известным иудейским законоучителем Гамалиилом и погребено в пещере, находившейся неподалёку от Иерусалима, на Святой Земле. Мощи святого Стефана были чудесным образом обретены и перенесены в Иерусалим в 415г., а ок. 428г. были перевезены в Константинополь, где, после возведения храма в честь первомученика, были перенесены туда (день перенесения празднуется Церковью 2 августа). В наше время значительная часть мощей св. Стефана пребывает в Греции, в частности – в нескольких обителях на св. горе Афон. В России части честных мощей св. Стефана хранятся в Троице-Сергиевой лавре и в Киево-Печерской лавре. От этих честных мощей, по молитвам святого, произошли многочисленные чудеса и исцеления.
После мученической кончины св. Стефана в Иерусалиме началось гонение на христиан, и те вынуждены были бежать из города в разные области Святой Земли, а также за её пределы (в частности, на территорию тогдашней Римской империи), где в результате этого тоже начало быстро распространяться христианство, обретая всё большее и большее влияние не только среди иудеев, но и среди язычников.
Дни памяти св. первомученика и архидиакона Стефана:
27 декабря / 9 января – день памяти (день преставления);
4/17 января – в Соборе 70-и апостолов;
2/15 августа – день перенесения мощей из Иерусалима в Константинополь;
15/28 сентября – день обре́тения мощей.
Молитвы св. первомученику и архидиакону Стефану:
глас 4
Ца́рским венце́м венча́ся/ твой верх от страда́ний,/ я́же претерпе́л еси́ по Христе́ Боз́е,/ му́чеников первострада́льче Стефа́не,/ ты бо, иуде́йское обличи́вый неи́стовство,/ ви́дел еси́ твоего́ Спа́са одесну́ю Отца́:// Того́ у́бо моли́ о душа́х на́ших.
глас 4
По́двигом до́брым подвиза́лся еси́,/ первому́чениче Христо́в, и апо́столе, и архидиа́коне Стефа́не,/ и мучи́телей обличи́л еси́ нече́стие./ Ка́мением бо побие́н от рук беззако́нных,/ вене́ц от я́же свы́ше десни́цы прия́л еси́,/ и к Бо́гу взыва́л еси́ вопия́:// Го́споди, не поста́ви им греха́ сего́