Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк - Новости Братства сщмч. Ермогена
19.02.2019

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк
Преподобный Варсонофий Великий (Варсонофий, авва Палестинский, конец V – VI вв.)

     Преп. Варсонофий, по свидетельству церковного историка Евагрия схоластика, был родом из Египта, кроме того, известно, что, помимо греческого языка, он также свободно изъяснялся и писал на коптском. Жил этот великий авва в VI веке, во времена правления византийского императора Юстиниана I. Биографические сведения об отрочестве и юности святого, как и о его семье, отсутствуют. Известно, что с юности будущий преподобный тяготел к монашескому подвижничеству и уединению, что и привело его в общежительный монастырь аввы Серида, располагавшийся в окрестностях Газы, в Палестине. Сперва поселившись в небольшой пещере (в устроенной им там келье) вблизи стен монастыря, он какое-то время пребывал в затворе, в молитвенном делании и умном безмолвии, занимаясь в свободное время рукоделием и, кроме Св. Даров и воды, вкушая в течение недели от одного до трёх хлебцев, которые братия приносила ему из обители, а иногда не вкушая вообще ничего, по причине непрестанного плача о своём несовершенстве и возникавшего от него духовного услаждения, питавшего душу и тело святого. Спустя какое-то время преподобный, уступив свою пещерку своему ученику, преп. Иоанну (за свою прозорливость прозванного впоследствии Пророком), он удалился чуть дальше от неё, в ещё более тесную пещерку. Пребывая в таком безмолвии и слёзном сердечном сокрушении долгое время, преподобный стяжал великие духовные добродетели – покой ума, сердечную чистоту и бесстрастие, таким образом сделавшись мёртвым для мира (и сам называя место своего затвора гробницей), а вследствие этого – и совершенное смирение, став таким образом совершенным храмом Духа Святого и сподобившись от Господа высочайших даров – дара рассуждения (иначе – различения добра и зла), даров прозорливости, пророчества и чудотворения, а также дара отпущения грехов всем кающимся, данного некогда Господом Своим апостолам. По причине высочайшей степени духовного совершенства авва Варсонофий был великим молитвенником не только о тех, кто просил его молитвенной помощи, но и о всём мире – одним из трёх «мужей совершенных» своего времени, «стоявших между губительством и миром». В таком затворе, в полнейшем безмолвии, преподобный провёл около 50-и лет, после чего, сподвигаемый Духом Святым, он нарушил своё безмолвие ради того, чтобы послужить всем, нуждавшимся в его наставлениях, передавая ответы на задаваемые ему вопросы через своего ученика, преп. Иоанна. Эти наставления были записаны и существовали под названием «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников» – творение, очень популярное в те времена среди восточных иноков. Точное время блаженной кончины преп. Варсонофия Великого неизвестно, умер он предположительно ок. 563г., после кончины своего соратника и ученика, преп. Иоанна Пророка, по возвращении своём из Константинополя, куда он (единственный раз за 50 лет нарушив затвор) ездил в составе посольства к императору Юстиниану с ходатайством о гонимых тем иноках – противниках оригенизма. Когда келью великого аввы, вновь затворившегося по возвращении из Константинополя, попытались вскрыть, дабы проверить – жив ли великий затворник, – из неё вырвались языки пламени, едва не попалившие дерзнувших на это (по повелению патриарха Иерусалимского) людей. Был ли великий авва ещё жив, или уже преставился ко Господу, никто тогда так и не узнал. Честные нетленные останки преподобного аввы были с честью перенесены из Газы в г. Ория (южная Италия) в IX в., а в 1170г. они были вторично обретены и положены в кафедральном соборе города. Часть этих св. мощей хранится там же и ныне.

Преподобный Иоанн Пророк (VI в.) 

     О происхождении и юношеских годах преп. Иоанна исторических сведений нет. Известно, что жил он, как и его великий учитель, авва Варсонофий, во времена правления византийского императора Юстиниана I и, как и учитель, желая уединённой иноческой жизни в подвиге, в молодые годы пришёл в ту же монашескую обитель аввы Серида. Когда авва Варсонофий затворился в другой пещере, более удалённой от обители, он занял келью своего наставника вблизи обители, где и подвизался в течение 18-и лет, до самой своей блаженной кончины, подражая авве Варсонофию в подвигах стяжания добродетелей и удостоившись от Господа во всём и всем уподобиться своему великому наставнику (в том числе – и даром прозорливости, за который получил наименование Пророк). Будучи смиренным сподвижником великого аввы Варсонофия, он всех, кто обращался к нему за наставлением, посылал за ответами к своему наставнику, тот же часто передавал наставления через своего ученика, иногда веля преп. Иоанну от себя отвечать вопрошавшим. Эти «Ответы» двух великих святых были записаны и стали для многих бесценным руководством в духовном восхождении как во времена преподобных, так и в продолжение многих последующих веков. Преп. Иоанн, обладавший, как и его великий учитель, даром прозорливости и пророческим даром, помимо многих предсказанных им событий в жизни отдельных людей и Церкви в целом, предугадал также и час своей блаженной кончины, которая должна была случиться вскоре после блаженной кончины настоятеля обители – аввы Серида, но, по просьбе молодого преемника аввы, задержал время своей кончины на 2 недели, чтобы преподать ему устав обители и наставления по управлению ею.

Совместная память двух преподобных сподвижников – Варсонофия Великого и Иоанна Пророка – празднуется Православной Церковью раз в году, 6/19 февраля.

Тропарь преподобным Варсонофию Великому и Иоанну Пророку, глас 1
Таинственныя языки Духа Святаго, умныя гусли благодати, сладкзвучными пророческими песньми звенящия, покоющия и веселящия души людския, подвизаете ны низвергнути иго страстное и главу змиеву попрати. Сего ради, Боголюбиве Варсонуфие и Иоанне премудре, избавите поющия вам: Слава вам Благодать Даровавшему, Слава Благословившему вас, Слава речами вашими многия Спасающему!

Кондак преподобным Варсонофию Великому и Иоанну Пророку, глас 3
Вся тайная человеков и от Бога подаваемая/ явленна быша в зерцалах чистых сердец ваших./ Вас бо ради облиста благодать лучами / и изгна тьму греха из душ людских./ Умнаго прозрения светила, Варсонуфие и Иоанне,// молитеся ко Господу о всех нас.