Яндекс.Метрика
Преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайский
0

Преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайский

Преподобный Иоанн Лествичник, игумен Синайский Новости и Православные праздники
«Покаяние – это наше примирение с Богом.» 
Преподобный Иоанн Лествичник

     Сегодня, 30 марта / 12 апреля, Православная Церковь воспоминает день преставления преподобного Иоанна Лествичника, игумена горы Синайской – одного из великих отцов-аскетов, устроителей монашества, византийского христианского философа и богослова VI – VII веков, автора знаменитого аскетического сочинения, называемого «Лествица райская. Скрижали духовные» и состоящего из 30-и глав, знаменующих собою 30 ступеней добродетелей, возводящих каждого подвижника веры к высотам духовного совершенства. 
     Четвёртое воскресенье (4-я Неделя) Великого поста (25 марта / 7 апреля) также было посвящено памяти преп. Иоанна. Великопостные дни в Православии – дни сугубого покаяния, примирения через это покаяние всякого верующего человека с нелицеприятной Правдой Божией, дни обновления души человеческой и начала новой жизни христианина – жизни в Духе. Поэтому в церковной службе 4-ой Недели Великого поста Св. Церковью ежегодно предлагается всем верующим пример высокой аскетической иноческой жизни в лице преп. Иоанна Лествичника, игумена Синайского. Поскольку в 2019г. 4-я великопостная Неделя совпала с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, служба преп. Иоанна Лествичника (из постной Триоди) была перенесена на великое повечерие вечера пятницы.
     Биографических сведений о преп. Иоанне Лествичнике, невзирая на то, что это – очень чтимый всеми христианами угодник Божий, сохранилось немного. Преп. Иоанн родился предположительно ок. 570г. по Р.Х. в Константинополе, в знатной, богатой и благочестивой семье. Родителями его, по имеющимся сведениям, были будущие прпп. Ксенофонт и Мария, а родным братом – преп. Аркадий (совместная память – 26 января / 8 февраля). Несмотря на то, что родители дали своим сыновьям достодолжное светское образование, будущий игумен горы Синайской Иоанн (равно как и брат его, Аркадий) предпочёл суетной светской жизни подвижнический монашеский путь и все дни своей жизни провёл на Синайском полуострове, никогда не покидая этого святого места (за исключением единственной паломнической поездки его в Египет). Преп. Иоанн вступил в ряды монашеской братии Синайской обители будучи ещё юношей, в возрасте 16-и лет, и с той поры ни разу не уходил со святой горы Синай – той самой святой горы, где пророку Моисею некогда даны были от Самого Господа 10 заповедей Закона Божия (Декалог). После прохождения всех ступеней иноческого духовного восхождения преп. Иоанн сделался одним из самых чтимых отцов обители. Однажды, когда кто-то из недоброжелателей аввы позавидовал его славе и стал упрекать его в многоглаголании, преподобный не стал себя защищать, но попросту умолк и в течение целого года не произносил ни слова. Лишённые духовного водительства обвинившие его иноки в итоге были вынуждены обратиться к преподобному с просьбой о возобновлении прерванного общения. Во внешней жизни преп. Иоанн старался уклоняться от каких-либо особых подвигов, действуя с осторожностью и избегая крайностей, с умеренностью вкушая всё, что дозволял иноческий обет, не проводя ночей в непрестанном бодрствовании, но отводя ночному сну ровно то количество времени, которого было достаточно на поддержание сил. Перед тем, как отойти ко сну, преподобный много времени проводил в молитве, также немало времени он уделял чтению духовных книг. Однако внутренняя жизнь аввы, «возгораемого божественной любовью», была настоящим подвигом глубочайшего покаяния и смирения. 
     В возрасте 75-и лет, по прошествии 40-ка лет сугубого отшельнического подвига в долине Фола, находившейся возле св. горы Синай, куда святой подвижник через какое-то время удалился из родной обители для сугубого подвига воздержания и умного делания в безмолвии, преп. Иоанн вопреки своему желанию был назначен игуменом Синайского монастыря (игуменом горы Синай). Его управление длилось недолго, около 4-х лет, однако именно в эти 4 года им было написано знаменитое и главное его аскетическое сочинение под названием «Лествица райская. Скрижали духовные» (сокращённо – просто «Лествица»). История написания этого труда – такова: монахи обители, расположенной на расстоянии 2-х дней пути от св. горы Синай, послали преподобному письменное прошение о составлении духовно-нравственного руководства для братии, в своём послании именуя последнее надёжной «лествицей», которая могла бы безопасно возводить их по пути духовного совершенствования от земного временного жития к Царствию Небесному. Преподобному образ лествицы пришёлся по душе, и, желая удовлетворить прошение братий, он написал для них свой великий богословский и аскетический труд, который так и был назван им – «Лествица». И несмотря на то, что книга эта была написана 13 столетий назад, она доныне пользуется широкой популярностью у христиан всего мира, и главной причиной такой популярности является то, что книга эта написана простым и доходчивым языком, объясняющим, при всей своей простоте, наисложнейшие проблемы духовной жизни верующих.
     Предвидя приближающееся отшествие из этого мира, преп. игумен Синайской горы Иоанн поспешил избрать себе преемника, которым в итоге был назначен некий епископ, именем Георгий. После этого преподобный вновь удалился в место прежнего уединения в долину Фола, где снова предал себя подвигу безмолвия и молитвенного делания и где спустя непродолжительное время мирно отошёл ко Господу. Согласно преданию, это случилось 30 марта (7 апреля по новому стилю), год же, когда преставился преп. Иоанн, точно не известен – по некоторым сведениям, он скончался в 595 или 605 гг., по иным – в 649г.
     Сегодня, в день чествования памяти преподобного Иоанна Лествичника, уместно процитировать некоторые его слова, особо значимые для времени сугубого покаяния, именуемого в Православии Великим постом: 
     «Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом. И достигается это через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние – это очищение нашей совести. Покаяние – это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль».
     Также уместно в этот день привести на память следующие слова преподобного – уже о молитве: 
     «Не изощряйся в молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей. Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них. За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, – держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам ангел-хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу».

Дни памяти преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского: 
4-я неделя Великого поста (переходящее празднование), в 2019г. – 25 марта / 7 апреля
30 марта / 12 апреля – день преставления

Тропарь преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 8:
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Иоанне, отче наш, // моли Христа Бога спастися душам нашим.


Возврат к списку