Преподобный Симеон Новый Богослов - Новости Братства сщмч. Ермогена

Преподобный Симеон Новый Богослов

Преподобный Симеон Новый Богослов Новости и православные праздники, стихи - изображение
     Сегодня, 12/25 марта, Православная Церковь воспоминает преподобного Симеона Нового Богослова – великого монаха-богослова X – XI вв., одного из известнейших последователей исихазма – древней традиции духовной практики, являющейся основой православной аскетики, а также автора знаменитых «Божественных гимнов». Как и два великих христианских богослова – свв. Иоанн Богослов и Григорий Богослов – преп. Симеон был удостоен Св. Церковью наименования Новый Богослов (которое вначале было иронически дано преподобному его недоброжелателями, но было оправдано подвигом всей его земной жизни и высочайшей степенью духовного совершенства, достигнутой им во время земного поприща). О жизни и подвигах св. Симеона мы узнаём из его жизнеописания, составленного учеником и келейником преподобного, пресвитером Студийской обители, иноком-исихастом и богословом, преп. Никитой Стифатом.
     Св. Симеон Новый Богослов родился в 949г. в Галатии (местность в Малой Азии), в состоятельной дворянской семье, которая постаралась дать мальчику достойное образование в Константинополе, с перспективой по окончании обучения занять государственную должность при дворе императора. Однако светская карьера не привлекала юношу, и, получив среднее образование, он не воспользовался возможностью пойти дальше, но пожелал посвятить свою жизнь Господу. Молодой человек стал искать подходящего наставника на духовном поприще – человека святой и богоугодной жизни, который мог бы направить его в верном направлении на пути христианского подвижничества, о чём он горячо и усердно молился Богу и наконец был услышан: ему встретился благочестивый пожилой инок, насельник Студийского монастыря, Симеон Благоговейный, который стал его наставником и духовным отцом. Первое время не оставляя мирской жизни, будущий преподобный под руководством старца Симеона упражнялся в молитвенном делании и всё более и более возрастал духом. В одну из ночей, стоя на молитве, преп. Симеон получил свой первый мистический опыт, удостоившись созерцания нетварного Божественного Света, наполнившего его душу нездешней радостью. Однако светская жизнь с её суетностью удерживала подвижника в миру ещё несколько лет, святыми молитвами духовного отца его, тем не менее, не поглощая его внимания целиком, и в конечном итоге св. Симеон твёрдо решил удалиться от мира и присоединиться к монашескому братству.
     В 973г. св. Симеон стал насельником Студийского монастыря, где под духовным водительством своего давнего наставника (к тому времени уже игумена обители), преп. Симеона Благоговейного, начал подвизаться на разного рода послушаниях, ревностно выполняя все предписания своего духовного отца. Однако такое рвение нового инока обители вызвало неудовольствие братии, и через какое-то время преп. Симеон был вынужден выйти из обители в поисках нового пристанища. Им в итоге стала небольшая иноческая обитель св. Маманта (иное название – Ксерокерская обитель), где преп. Симеон и принял иноческий постриг, оставаясь при этом духовным чадом игумена Студийского монастыря Симеона Благоговейного и ведя высокую и добродетельную иноческую жизнь. Это было замечено настоятелем и братией новой обители, и в скором времени св. Симеон был рукоположен во иерея, а по истечении 3-х лет, в возрасте 31 года, возведён и в сан игумена, став наместником монастыря св. Маманта. Приняв управление монастырём, преп. Симеон приложил все возможные усилия для восстановления, внешнего устроения обители и преобразования внутреннего уклада жизни её насельников, что поспособствовало расширению территории и увеличению числа братий обители.
     Имея большой опыт умного делания и мистический опыт личного богообщения, преп. Симеон искренне желал передать этот опыт как можно большему числу достойных из числа братии и мирян. Основной идеей его пастырских наставлений была идея необходимости для каждого верующего, желающего духовно совершенствоваться, приобрести навык ощущать присутствие Божие начиная с самых ранних этапов подвижнического пути, при этом смиренно неся свой крест, соблюдая заповеди и пребывая в постоянной молитве и послушании духовному отцу. Через какое-то время требования игумена Симеона в отношении строгости монашеского жития стали казаться братии обители трудновыполнимыми, и, спустя около 15-и лет игуменства преподобного, часть насельников её устроила возмущение среди братии, пытаясь отстранить от управления и изгнать отца-наместника из монастыря. Однако обратившись с жалобами в Константинопольскую Патриархию, устроители бунта сами были осуждены за учинённые ими нестроения среди братии и изгнаны из обители. Спустя ещё 10 лет управления обителью, около 1005г., стремясь к умному безмолвию в уединении и испросив благословения у тогдашнего Константинопольского патриарха Сергия, преп. Симеон передал управление обителью своему ученику, именем Арсению, а сам остался жить при монастыре.
     Однако нападки на преподобного не прекратились и тогда, так как его мистическое учение и духовно-литературное творчество продолжало вызывать недовольство – на этот раз уже среди константинопольских иерархов. Эта конфликтная ситуация длилась несколько лет и закончилась тем, что в 1009г. преп. Симеон, по настоянию этих самых иерархов, был таки изгнан из монастыря. Вскоре после изгнания он основал небольшую обитель при молитвенном доме св. Марины, тогда же переданном ему в управление одним из его духовных чад. Учениками и последователями преп. Симеона прилагались в то время все возможные усилия к оправданию своего учителя в глазах Константинопольского патриарха, а сам он послал предстоятелю своё сочинение, которое, по исследовании его содержания на заседании Синода, было определено как ортодоксальное. После этого преп. Симеон был вызван из места своего изгнания в Константинополь, где его с радостью встретили последователи и ученики. Патриарх Константинопольской Церкви озвучил преп. Симеону своё желание возвести его в сан епископа и вернуть в обитель, из которой тот некогда был изгнан, однако преподобный отказался от предложения и продолжил своё служение в обители св. Марины, которую он во время своего управления облагородил внутренне и внешне и территорию которой расширил, увеличив тем самым число её насельников. В это же время преподобным была написана значительная часть его знаменитых «Божественных гимнов». В последние годы жизни преп. Симеон сильно страдал болезнью желудка, которая постепенно отнимала его жизненные силы, и 12 марта 1022г. святой угодник Божий мирно отошёл ко Господу.    
     Преп. Симеон Новый Богослов оставил после себя обширное церковно-литературное наследие. Из-под его пера вышли такие высокодуховные сочинения богословского и нравственного характера, как «Катехизические слова» (которые обращены не к мирянам, а к инокам, ожидающим пострига), «Главы богословские и созерцательные», «Деятельные и богословские главы» (числом 152), а также знаменитые «Божественные гимны» и многочисленные проповеди. На учении преп. Симеона об умном делании основывается последующий взлёт духовной практики исихазма XIV века. В 1996г. в России, в одном из издательств Нижнего Новгорода, вышла замечательная книга о преподобном Симеоне, написанная архиепископом Василием (Кривошеиным).
     В конце 1980-х гг. в посёлке Каламос в Греции, по изначальному благословению преподобного афонского старца Паисия Святогорца, был создан мужской общежительный монастырь во имя преп. Симеона (и при нём – самый первый в мире храм в его честь с двумя иконами преподобного), действующий и ныне.

Тропарь преподобному Симеону, Новому Богослову, глас 3
Боже́ственное озаре́ние, Симео́не о́тче,/ восприя́в в души́ твое́й,/ свети́ло в ми́ре показа́лся еси́ светле́йшее,/ разгоня́я того́ мракобе́сие/ и всех уверя́я иска́ти, ю́же погуби́ша, благода́ть Ду́ха,/ Его́же приле́жно моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Ин тропарь преподобному Симеону, Новому Богослову, глас 1
Вне́шния му́дрости пребыва́я неприча́стен,/ Боже́ственныя же преиспо́лнен был еси́ последи́/ и Но́вый Богосло́в вои́стинну все́ми позна́ся, Симео́не./ Сего́ ра́ди твою́ па́мять, о́тче му́дре, почита́юще, тебе́ вопие́м:/ сла́ва тя просла́вльшему Христу́,/ сла́ва тя ди́вна Показа́вшему,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.


Возврат к списку