20.04.2021
Пятница 6-ой недели Великого поста – последний день Великой Четыредесятницы
Великий пост, установленный Святой Православной Церковью, в наше время продолжается в течение почти полных семи седмиц (48-и дней). В него включены:
– Лазарева суббота (суббота 6-ой великопостной седмицы);
– Вход Господень в Иерусалим, празднуемый в воскресенье по окончании 6-ой великопостной седмицы – седмицы Ваий (великий двунадесятый православный праздник, именуемый Святой Церковью Неделей Ваий или Неделей Цветоносной, а в народе – Вербным воскресеньем);
– Страстная седмица (включает в себя только 6 дней: следующее за ней воскресенье, Светлое Христово Воскресение, Пасха Господня – уже не постный день).
5 дней (с понедельника по пятницу) 6-ой седмицы Великого поста – седмицы Ваий – завершают, таким образом, Великую Четыредесятницу – 40-дневный пост, установленный Православной Церковью в память о сорокадневном посте Самого Спасителя, который Он держал перед тем, как выйти на Свое Служение миру и людям. Пятница 6-ой великопостной седмицы, так называемая «пятница ваий», является последним днём Святой четыредесятницы. По существовавшему с глубокой древности обычаю в этот день иноки раннехристианских монастырей возвращались в свои обители после 40-дневного отшельничества в пустынных местах, куда они, в подражание 40-дневному постному подвигу Спасителя, простившись друг с другом в Прощёное воскресенье, уходили из своих обителей на время всей Святой четыредесятницы для совершения сугубого постного и молитвенного подвига.
Богослужения 6-й седмицы Великого поста совершаются по общему великопостному чинопоследованию и не имеют никаких индивидуальных уставных особенностей. Можно сказать, что Святая Церковь, установив с понедельника по пятницу 6-й седмицы обычные великопостные службы, тем самым как бы дает верующим возможность передохнуть и собраться с силами перед началом совершения особых богослужений последних 8-и дней Великого поста – от Лазаревой субботы до Великой Субботы.
Однако богослужения 6-ой седмицы интересны с точки зрения своего духовно-нравственного содержания. К покаянной тематике молитвословий и песнопений, обычной для великопостных служб, в эти дни добавляются новые мотивы – предпраздничные воспоминания тех священных событий, которые будут праздноваться в наступающие субботу и неделю, а именно – Чуда воскрешения Господом праведного Лазаря и Царского входа Господня в Иерусалим.
В связи с этим песнопения Постной Триоди, звучащие на богослужениях 6-й седмицы, по содержанию можно условно разделить на «покаянные» и «предпраздничные», причём, в некоторых «покаянных» песнопениях присутствует тематика 5-й недели Великого поста (предыдущего воскресенья) с задачей духовно-нравственного осмысления Евангельской притчи о богаче и праведном Лазаре. Однако большинство текстов постной Триоди в эти дни посвящено тематике грядущих празднований – Лазаревой субботе и Неделе Ваий.
В пятницу 6-ой великопостной седмицы на вечерне, соединённой с Литургией Преждеосвященных Даров, в одной из стихир на «Господи воззвах» поётся: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоя просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое».
Вечером пятницы 6-ой великопостной седмицы служится Великое повечерие, которое вместо «Достойно» завершается словами ирмоса: «Сотвори́ держа́ву мы́шцею свое́ю: низложи́ бо си́льныя со престо́л, и вознесе́ смире́нныя Бо́г Изра́илев, в ни́хже посети́ на́с восто́к с высоты́, и напра́вил ны́ е́сть на пу́ть ми́ра.»