Радоница - Новости Братства сщмч. Ермогена

Радоница

Радоница Новости и православные праздники, стихи - изображение
     Ра́доница, Ра́дуница – день, в который совершается первое после Светлого Христова Воскресения общецерковное поминовение усопших. Русской Православной Церковью Радоница празднуется во вторник 2-ой седмицы по праздновании Пасхи, после Фоминой недели. Радоница – празднование переходящее, в 2019г. оно приходится на 24 апреля / 7 мая. В этот день по окончании вечернего богослужения или Божественной Литургии в храмах принято совершать панихиду по усопшим, в которую включены и пасхальные песнопения. В этот день благочестивыми христианами принято посещать кладбище – чтобы вознести Господу молитвы об усопших близких и привести в надлежащий вид их могилы и надгробия.
     Общецерковное поминовение в этот день установлено Церковью с благой целью – дабы православные верующие имели возможность разделить со своими усопшими близкими великую радость Светлого Христова Воскресения. Сначала только народная – традиция весеннего поминовения усопших предков была поддержана Св. Церковью, но не была включена в Устав суточного богослужебного круга. Выбор именно вторника как дня поминовения усопших обусловлен логикой самого Устава: заупокойные богослужения не служатся в течение всей Светлой седмицы и в Фомину неделю, потому накануне понедельника панихиду совершать не полагается. Имеется свидетельство свт. Иоанна Златоуста (IV в.) о том, что благочестивые верующие отмечали этот день на кладбищах ещё в ранние века Христианства. В церковно-исторических источниках упоминания об этом поминовении усопших появляются начиная с XIV века.
     Традиция общецерковного поминовения усопших во вторник (или понедельник) Фоминой седмицы установлена потому, что, согласно церковному Уставу (Типикону), после Фоминой недели (1-го воскресенья после светлого праздника Пасхи) по будним дням в храмах снова начинается пение литии по усопшим, которое, начиная с Великого четверга, было прекращено. Однако на богослужении этого дня Уставом не предполагается «ничего специально заупокойного», так как вторник Фоминой седмицы приходится на период попразднества Антипасхи. Проще говоря, Уставом (Типиконом) заупокойные службы в этот день не предусмотрены. Традицию совершения на Радоницу заупокойной службы, тождественной заупокойной службе Троицкой вселенской родительской субботы, критиковал известный литургист Афанасий (Сахаров), поскольку церковный Устав не допускает совмещения скорбных заупокойных и торжественных праздничных служб.
     Празднование Радоницы вскоре по окончании Светлой (Пасхальной) седмицы призывает православных верующих не предаваться слишком сильной скорби по поводу кончины родных и близких, но радоваться их переходу в жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная Крестной смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, облегчает нашу скорбь из-за временной разлуки с близкими, и мы, христиане, по слову, сказанному митрополитом Антонием Сурожским, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Каким должно быть посещение кладбища православными верующими
     При посещении кладбища следует возжечь над могилой усопших церковную свечу и отслужить литию. Буквальное значение слова «лития» – «усиленное моление». Для того, чтобы отслужить полный чин литии, следует пригласить священнослужителя. Сокращённый чин, который может совершаться и мирянами, помещён в конце этой статьи («Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище»). Желающие могут также прочесть акафист о упокоении усопших. По окончании молитвословий следует навести порядок на могиле или просто молча постоять над ней, вспоминая усопших. Не следует есть и тем более – предаваться винопитию возле могилы, также недопустимо заливать в могилу спиртные напитки, так как этим языческим действием мы только оскорбляем память наших усопших. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба (якобы «для усопшего») – тоже языческий, и его негоже соблюдать православным христианам. Не следует оставлять на могиле и угощение – более правильным было бы раздать его нуждающимся.

Молитва об усопшем христианине
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. 
Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище
Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. 
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. 
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.) 
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. 
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. 
Господи, помилуй. (Трижды.) 
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. 
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. 
Господи, помилуй. (12 раз.) 
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.(Поклон.) Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.) Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.(Поклон.)
Псалом 90
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое. 
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. 
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). 
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. В покоище Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец. 
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: 
Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивши. Сам и душу раба Твоего упокой. 
И ныне и присно и во веки веков. Аминь: 
Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.
Кондак, глас 8:
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Икос:
Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. 
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
 Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
 Господи, помилуй (трижды), благослови. 
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь. 
Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память. 
Вечная память (трижды). 
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.


Возврат к списку