7 июля - Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - Новости Братства сщмч. Ермогена

7 июля - Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

7 июля - Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Новости и православные праздники, стихи - изображение
     Рождество св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – крупный христианский праздник, который был установлен Св. Церковью в воспоминание рождения сына-первенца у пожилой и благочестивой, но бездетной пары – свв. прав. Захарии и Елисаветы, который был назван родителями Иоанном и которому надлежало стать Пророком, Предтечей и Крестителем Господним. Более полное наименование этого торжества, которое мы находим в православных богослужебных книгах, – Рождество́ честна́го сла́внаго проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Господня Иоа́нна. Дату рождения Иоанна Крестителя историки Церкви смогли вычислить из повествования во Св. Евангелии о том, что разница в возрасте между ним и Божественным Младенцем Иисусом составляла около полугода
     Празднование в честь Рождества Иоанна Крестителя – одно из немногих в православном церковном году, когда почитается именно рождение прославляемого. В самом деле, помимо этого торжества, в наименованиях православных церковных праздников слово «рождество» (рождение) мы встречаем ещё только два раза – это такие праздники как Рождество Христово и Рождество Пресвятой Богородицы. Празднование это по древнейшей традиции отмечается фактически во всех европейских государствах, а в некоторых из них учреждено и как государственный праздник. В Православии Рождество Иоанна Предтечи отмечается как один из т.н. великих праздников (хотя этот праздник и не двунадесятый) и отмечается за полгода до Рождества Христова, 24 июня / 7 июля (празднование это всегда выпадает на время Апостольского поста).
     Событие это описано только в одном из 4-х Евангелий – во Св. Евангелии от Луки. Повествование о Рождестве Иоанна Предтечи имеет место в 1-й главе этого Евангелия. Согласно ему, родители будущего Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна жили в Иудее в период правления царя Ирода Великого. Отец будущего пророка, именем Захария, был священнослужителем (Лк. 1:5). Эта пожилая супружеская пара была праведна, но бездетна (Лк. 1:5-7). Бесчадие же у древних иудеев являлось большой бедой, считалось позорным и вызывало «поношение между людьми» (Лк. 1:25). Поэтому пожилые супруги беспрестанно возносили к Богу горячие мольбы о даровании им потомства. Мольбы эти, наконец, были услышаны (Лк. 1:13), и во время богослужения в храме Господнем (Лк. 1:8-9) священнику Захарии явился Ангел небесный (Лк. 1:11) и предрёк ему скорое рождение первенца, назвав также и имя, которым тот будет наречён. Также небесный Вестник возвестил праведному Захарии великую радость, которую принесёт это событие не только родителям будущего пророка, но и всему народу Израиля. Архангел Гавриил (ибо явился святому Захарии именно он) возвестил праведнику о том, что сын его будет велик пред Господом и открыл ему предстоящую Иоанну великую миссию – «представить Господу народ приуготовленный» (Лк. 1:13-17). Захария, как и его супруга Елисавета, были уже в очень преклонных летах, потому, услышав это благовестие, праведник позволил себе усомниться в сказанном ему, и, во утверждение несомненности всего сказанного, Архангел Гавриил лишил его дара речи (Лк. 1:18-20, 22). Когда окончились дни служения св. прав. Захарии в храме, его супруга зачала (Лк. 1:23-24) и в положенный срок родила первенца (Лк. 1:57). Тем не менее, дар речи к св. прав. Захарии возвратился не в тот самый день, когда у него родился сын, а позже, на 8-й день, в день наречения младенцу имени (Лк. 1:59-64).
     Надо особо отметить, что в России древняя народная традиция празднования дня летнего солнцестояния и наивысшего расцвета природы, приурочиваемая многими ко дню православного празднования Рождества Иоанна Крестителя и называемая «днём Ивана Купалы» (иначе именуемым «Ивановым днём» или «Купальской ночью»), – традиция сугубо языческая, никакого отношения к Православию не имеющая, равно как и многочисленные языческие обряды, совершаемые в этот день не воцерковлённой частью русского народа (о которых мы не будем здесь говорить подробно), поэтому какое-либо участие в этих языческих торжествах для православных верующих – недопустимо.


Возврат к списку