14.02.2020
Сретение Господне
2/15 февраля Православная Церковь празднует Сретение Господне. Это один из двунадесятых праздников, главное значение которого заключается в пересечении Ветхого и Нового Заветов, в переходе от древнего мира к периоду христианства. В переводе с церковнославянского языка «Сретение» означает встречу. В сороковой день после Рождества Христа произошла встреча старца Симеона с Господом, это событие положило начало новой Евангельской эпохи. В лице старца Симеона, это была встреча с Богом всего человечества.
История Сретения
Состоятельные семьи в этом случае обычно жертвовали годовалого ягнёнка, люди же бедные чаще всего приносили двух горлиц или голубиных птенцов. Следуя ветхозаветному Закону, Пресвятая дева вместе с Иосифом Обручником приносят в Иерусалимский храм младенца Христа для посвящения его Богу: «Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его во Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужскаго пола разверзающий ложесна (новорожденный), был посвящен Господу» (Лк. 2: 22 – 23).
Когда и как произошло Сретение Господне
После совершения положенного обряда Иосиф и Мария уже направлялись к выходу из Храма, но тут к ним подошел убелённый сединами старец по имени Симеон, возможно, самый старый человек Иерусалима. С древнееврейского Симеон переводится как «услышание». Праведник взял Богомладенца на руки и радостно произнёс: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32).
Праведный Симеон Богоприимец некогда был в числе семидесяти пяти переводчиков Священного Писания Ветхого Завета с еврейского языка на греческий. Занимаясь переводом книги Исаии, он обратил внимание на слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Исаии 17: 14). Симеон усомнился в значении слова «Дева» в контексте написанного и попытался заменить его на слова «замужняя жена». В этот момент перед ним предстал Ангел Господень и возвестил: «верь написанному, ты увидишь исполнение этого, и не умрешь, пока не встретишь Христа Господа, рожденного от чистой Девы!». Симеон принял слова Ангела и стал ожидать пришествия Христа Спасителя в мир. Согласно церковному преданию обещание увидеть Господа было дано праведному Симеону более чем за триста лет до Рождества Христова.
Держа на руках Сына Божьего, старец Симеон обратился к Деве Марии: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу,— да откроются помышления многих сердец» (Лк 2:34-35). «Споры в народе» в этих словах – это преследования, уготованные Господу Иисусу Христу. «Открытие помышлений» – Божий Суд. «Оружие», проходящее душу Богородицы – пророчество о распятии её Божественного Сына, о тех страданиях, которые были уготованы материнскому сердцу Богоматери.
В день Сретения в храме произошла произошла ещё одна знаменательная встреча. К Святому Семейству подошла престарелая вдова, которую горожане за вдохновенные проповеди о Боге называли пророчицей Анной. Она много лет жила при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 – 38). Праведница поклонилась новорождённому Сыну Божьему и возвестила всем присутствующим весть о пришествии Мессии на землю. После посещения храма Иосиф и Мария с сыном вернулись в город Назарет.
Тропарь Сретения Господня
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение. Кондак Сретения Господня Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим / и руце Симеоне благословивый, / якоже подобаше, предварив, / и ныне спасл еси нас, Христе Боже, / но умири во бранех жительство / и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.
Кондак Сретения Господня
Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим / и руце Симеоне благословивый, / якоже подобаше, предварив, / и ныне спасл еси нас, Христе Боже, / но умири во бранех жительство / и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче