0

Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота)

Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота)
Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота)

     Сегодня, 18 февраля / 2 марта, Православная Церковь празднует Субботу мясопустную, иначе именуемую Вселенской родительской субботой (эта поминальная суббота – первый в церковном году день всецерковного поминовения усопших, и эта дата – переходящая, всегда привязанная к празднованию Светлого Воскресения Христова). Среди других поминальных суббот, которых в церковном году – несколько, Вселенских родительских суббот в церковном году – только две: Мясопустная и Троицкая (дата празднования последней – также переходящая, и в 2019 году выпадает на 15 июня). Вселенские родительские субботы – дни, когда Православная Церковь особой усиленной молитвой поминает всех живых и всех усопших в истинной вере от создания мира – от прародителя Адама до наших дней. В народе Вселенская родительская мясопустная суббота именуется также Малой Масленницей.
     История установления сегодняшнего субботнего поминовения всех отвека усопших восходит к апостольскому преданию. Основанием к учреждению этого поминовения в своё время послужило то, что на следующий день, в воскресенье, называемое Неделей о Страшном Суде и начинающее мясопустную (иначе – «сырную») седмицу, Православной Церковью совершается воспоминание славного Второго Пришествия Христова и праведного Страшного Суда Божия, который, по Пришествии Сына Божия, ожидает каждого из когда-либо живших на Земле людей. Духовно-нравственный смысл этого субботнего празднования состоит в том, что накануне воспоминания нелицеприятного Судного Дня Церковь молитвенно предстательствует о всех усопших в вере правой праотцах, отцах и братиях наших – от праотца Адама до наших дней – прося Праведного Судию, Господа и Бога нашего, чтобы Он явил этим усопшим Свою милость, даровал им оправдание (как на малом, частном, суде, который совершается после смерти над каждой покинувшей телесную оболочку душой, так и на предстоящем всеобщем Страшном Суде) и ввёл их в вечный блаженный покой во Царствии Своем. Кроме того, многие из отцов и братий наших умерли внезапно, без достодолжного церковного напутствия и погребения, или умерли рано, до срока, или не своей смертью (их Церковь именует «убиенными»), и эти люди иногда более других нуждаются в молитвенном предстательстве Церкви. В Типиконе, в синаксарии на этот день, дано следующее богослужебное указание: «Святые отцы узаконили совершать поминовение о всех умерших по следующей причине. Многие весьма нередко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви». 
     Люди, уже покинувшие этот мир, сами не имеют возможности вознести за себя покаянные молитвы ко Господу, поэтому наша церковная и домашняя молитва об усопших, могущая облегчить посмертную участь нашим родным и близким и помочь их душам, а также душам всех усопших от века людей, веровавших в Бога, обрести милость у Господа, – первоочередной и священный долг каждого православного христианина.
     «Родительской» эта суббота называется по той причине, что священный долг каждого христианина – отдавая дань памяти почившим предкам, молиться в первую очередь за своих родителей, за тех людей, через которых и благодаря которым мы получили от Господа этот бесценный дар – дар бытия. «Мясопустной» же эта поминальная суббота именуется по той причине, что она предшествует мясопустной Неделе (воскресному дню, в который происходит заговенье на мясо) и мясопустной седмице (Масленнице), когда мясо и мясные продукты православными верующими уже не вкушаются. В мясопустную поминальную субботу в русском народе принято перед обычной трапезой после посещения праздничного богослужения употреблять в пищу специально для этого дня изготовленное из зёрен пшеницы блюдо под названием «кутия», символизирующее грядущее Воскресение всех усопших.

Накануне, в пятницу, на Вечерне (вечерней службе, предшествующей дневному субботнему богослужению и праздничной Божественной литургии) звучит особое предначинательное восклицание: Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших!


Возврат к списку