Существует ли «православный бизнес»? - Новости Братства сщмч. Ермогена

Существует ли «православный бизнес»?

Существует ли «православный бизнес»? Новости и православные праздники, стихи - изображение
  Экономист Сергей Поляков о деятельности православных предпринимателей …
В последнее время появилось много так называемых «православных бизнесменов» – от простых торговцев до банкиров и биржевиков, которые чувствуют себя достаточно комфортно и в бизнесе и в православии. Их позиция такова: бизнес – это просто работа, такая же, как, например, подметание двора. Церковь ведь не осуждает дворников как класс? Так почему тогда к бизнесменам должно быть какое-то особое отношение?

  Эти «православные бизнесмены» часто имеют духовников, которые успокаивают их совесть, благословляя их деятельность, освящая им офисы и получая «пожертвования на Церковь», или «административный ресурс». Таковые любят приводить примеры святых, которые были торговцами, цитировать высказывания типа «не прибыль портит человека, а человек прибыль» и т.д.. Свои неудачи в бизнесе они объясняют своими проступками, а удачу – результатом молитв (они действительно истово молятся перед началом каждого трудового дня, в офисах у них повсюду висят иконы, а для сотрудников вводится «православный дресс-код»). Интересно, что все они, как правило, пытаются оправдать употребление чуждого для русского уха слово «бизнес», объясняя, что оно означает «дело» и ничего плохого в этом слове нет.

В подобных рассуждениях и поступках трудно не заметить фальши. Формально все выглядит правильно и красиво, но нет ответа на вопрос: ЗАЧЕМ? Зачем христианину заниматься бизнесом? Ответ апологетов «православного бизнеса»: прокормить семью. Но возникает следующий вопрос: где граница необходимого и сверхнеобходимого? И какие для этого средства хороши, а какие – нет? Практически не видно бизнесменов, которые поставили бы себе предел и остановились на достигнутом, даже если достигнутый уровень значительно превзошел бы их прошлые ожидания. А «православные» бизнесмены в отношениях с клиентами и партнерами зачастую ведут себя так, что хочется иметь дело с обыкновенными неверующими или даже с иноверцами: они хоть не используют православную риторику для оправдания собственной безответственности, и среди них больше действительно честных и отвечающих за свои слова людей. По опыту скажу, что особую проблему в деловых отношениях составляют «воины церковного рынка» – торговцы церковной утварью и книгами. Есть особый цинизм в поведении человека, ведущего себя так, что «если есть Бог, и батюшка благословил, то мне все позволено».

Лет двадцать пять назад открыто объявить себя православным означало расстаться с мирской карьерой, а бизнес в нашей стране был под запретом. Теперь же и то, и другое престижно. У нас ведь теперь и Президент, и премьер, и депутаты – православные. А в кремлевской столовой в посты подают рыбу с хреном. Быть бизнесменом – выгодно, православным – выгодно, а «православным бизнесменом» – выгодно вдвойне. Неужели же после этого настоящий бизнесмен, который не упустит и гроша, не станет православным?!

Русская культура всегда воспринимала дельца-купца как грешника, на эту тему есть много пословиц: «Продай душу в ад – будешь богат», «Богатство перед Богом — большой грех», «Богатому черти деньги куют», «Деньги копил, да нелегкого купил», и при этом очень мало поговорок с противоположным смыслом. Можно вспомнить произведения Достоевского, Лескова, Островского и других русских писателей, подчеркивающих несовместимость русского мироощущения, основанного на Православии, и «бизнеса». И строительство купцами храмов, которое любят приводить в пример наши апологеты «православного бизнеса», лишь подтверждает это. Чувствуя внутреннее противоречие («когнитивный диссонанс»), купец давал деньги на храм, пытаясь хоть так загладить свою вину перед Богом.

Цели занятия бизнесом для большинства людей и в прошлом и настоящем – стяжание власти и/или стяжание богатства для удовлетворения запросов падшей природы человека. А вера и Церковь часто служит лишь средством, или «крышей», поэтому «православные бизнесмены» часто жертвуют часть прибыли на Церковь как плату за собственную безопасность. Как просто: «отстегнул» десять процентов с прибыли, «заплатил налоги и спи спокойно» – чем не индульгенция? Часто священники, потакающие таким бизнесменам, объясняют свои действия попыткой «воцерковить» бизнесменов, боязнью случайно отогнать их от Церкви, мол, «грядущего ко мне не изжену вон» и т.п. А на деле потаковщики-духовники постепенно сами становятся участниками этого «бизнес-процесса», от которого потом так трудно отказаться.

Конечно, есть отдельные предприниматели, для которых бизнес – просто работа, призвание, но таких, даже среди православных, единицы.

Современный бизнес прямо и косвенно не может не нарушать Божьих и церковных заповедей, и эти нарушения логично неизбежны, потому что бизнес является своеобразной религией века сего (в лучшем же его проявлении – религией протестантизма, как это заметил социолог Макс Вебер), со своими богами, заповедями, обрядами. Поэтому предпринимателю, желающему быть по-настоящему православным, приходится всегда «плыть против течения» и постоянно бороться с бурей искушений. А гореть в огне и не сгореть – практически невозможно. И данная статья не о них, а скорее о тех «православных предпринимателях», которые вполне довольны жизнью и не видят никаких противоречий между бизнесом и Православием.

Из всего сказанного нельзя делать вывод, что православным не нужно заниматься бизнесом. Если все православные предприниматели бросят свои дела, раздадут имущество, или пойдут работать «на дядю» – вряд ли это будет исполнением воли Божией. На мой взгляд, нужно для начала понять, что в данном вопросе существует весьма непростая проблема. И нельзя ее упрощать путем осуждения бизнеса как занятия недостойного христианина с одной стороны и оправданием бизнеса как обычной работы – с другой. И проблема эта требует осмысления.

Сергей Поляков, председатель Православного Братства Священномученика Ермогена, экономист, предприниматель


Возврат к списку