Свт. Григорий Богослов - Новости Братства сщмч. Ермогена

Свт. Григорий Богослов

Свт. Григорий Богослов Новости и православные праздники, стихи - изображение
     Свт. Григорий Богослов (наряду со своими друзьями и соратниками – святителями Василием Великим и родным братом свт. Василия Григорием Нисским) является одним из т.н. Великих каппадокийцев – Отцов Церкви и христианских богословов второй половины IV века, окончательно оформивших и утвердивших церковный догмат о Пресвятой Троице. Также свт. Григорий – один из трёх Великих святителей и Вселенских учителей (наряду со свтт. Василием Великим и Иоанном Златоустом). Этот святой почитаем не только православными, но и католиками (день памяти – 2 января).
     Св. Григорий родился ок. 325г. в г. Арианзе, недалеко от г. Назианза, в римской провинции Каппадокии (Малая Азия, ныне – территория Турции), в благочестивой семье будущего Назианзского епископа, также именем Григория (свт. Григорий Назианзи́н Старший) и св. Нонны. Всё его семейство (включая родных брата и сестру) было впоследствии причислено Церковью к лику святых. Будущий святитель уже в молодые годы был прекрасно образован (сперва обучившись гуманитарным наукам у себя на родине, а затем – в Александрии и Афинах, где он имел возможность изучить философские труды Аристотеля и Платона, а также сблизился с Василием Великим, будущим епископом Кесарийским, с которым делил жильё, а также посещал христианские богослужения в храме). Вместе с будущими святителями в Афинах учился и будущий император Юлиан (последний римский император-язычник, за свои попытки реставрировать язычество в Римской империи получивший в христианской историографии наименование Отступник). Окончив учёбу, св. Григорий какое-то время преподавал в Афинах риторику. Святое Крещение будущий святитель принял уже будучи 30-и лет от роду, в 358г. (крестил его отец, к тому времени уже ставший епископом Назианзской кафедры), после чего он удалился от мира в монашескую обитель, которая была основана его другом Василием Великим в его понтийском имении и носила наименование Васильевой пустыни. Время своего совместного подвижничества со св. Василием в Васильевой пустыни св. Григорий считал самым счастливым временем своей жизни. В это время друзья, помимо подвигов воздержания и совместных молитвенных бдений, от души предавались также совместному изучению духовных книг (в частности, они изучали творения христианского философа и богослова Оригена, из которых св. Григорием были сделаны выписки, называемые «Филокалии»).
     Однако уже престарелый отец св. Григория, несший в Назианзе епископское служение, кроме того, находившийся в противостоянии императору Юлиану и арианам, нуждался в помощнике, и в 361г. он вынужден был возвратиться на родину и принять из рук отца посвящение в сан священнослужителя. При этом святой подвижник какое-то время старался уклоняться от общественных должностей в пользу уединённой молитвы и богомыслия (к примеру, друг его, св. Василий, к тому времени уже был посвящён в сан архиепископа Кесарии Каппадокийской и просил св. Григория занять почётную должность протопресвитера своей кафедры, но тот уклонился и от этой высокой чести).  В 372г. по просьбе свт. Василия св. Григорий дал согласие быть рукоположенным во епископы созданной свт. Василием Сасимской епархии, но вскоре, не совершив практически никаких действий в качестве главы епархии, снова вернулся на родину. После смерти отца (в 374г.) св. Григорий вынужден был продолжить отцовское служение на Назианзской кафедре, но спустя какое-то время, ввиду перенесённой им тяжёлой болезни, удалился от мира в одну из монашеских обителей и около 3-х лет провёл там в уединении и иноческих подвигах. В 379г. отошёл ко Господу его ближайший друг и сподвижник – свт. Василий Великий, на кончину которого свт. Григорий впоследствии написал своё «Надгробное слово» – одно из лучших своих духовно-литературных произведений.
     Спустя какое-то время, будучи избран Церковью для несения архипастырского служения на Константинопольской кафедре, св. Григорий прибыл в Константинополь. Для Константинопольской Церкви это время было непростым: ересь арианства имела тогда очень большое влияние в тамошней церковной среде, и почти все храмы в городе были заняты адептами этой ереси. Свт. Григорий незамедлительно начал проповедовать людям истинную Веру, за что был неоднократно побиваем камнями, более того – арианами организовывались даже покушения на жизнь архипастыря, однако своей пламенной проповедью святитель собирал вокруг себя всё больше и больше людей, которые под его влиянием отказывались от еретических убеждений и возвращались в лоно Истинной Церкви. Когда же адепты ереси Ария были изгнаны из Константинополя благочестивым императором Феодосием, свт. Григорий начал вести непримиримую борьбу с уже иной ересью – ересью некого Македония, отрицавшего Божественную природу Святого Духа, и активно участвовал в работе Второго Вселенского Собора (на котором был окончательно утверждён Никейский Символ веры). Через какое-то время, ввиду начавшегося преследования его некоторыми архиереями, полагавшими, что, оставаясь епископом Сасимским, он не может возглавлять кафедру в Константинополе, святитель Григорий, во избежание церковных распрей, отказался от епископства, вернулся в родные места и поселился в своём имении, где в строгом иноческом подвиге и прожил остаток лет, время от времени нарушая уединение и путешествуя по монашеским обителям. В это время святителем было написано несколько богословских трудов, а также детальная автобиография.
     Перед своей блаженной кончиной святитель Григорий (желая исполнить предсмертную волю отца) отписал имение своей епархии и отпустил на свободу рабов. 25 января 389г. святитель мирно отошёл ко Господу и был погребён у себя на родине, в Назианзе. Его святые мощи покоились там несколько веков, а 950г. были с честью перенесены в Константинополь, в храм Святых Апостолов. В 1204г., после взятия Константинополя крестоносцами, мощи святителя были перевезены в Рим и хранились там в Соборе св. Петра. В 2004г. часть мощей свт. Григория Богослова (как и часть мощей другого великого святителя – Иоанна Златоуста) была возвращена Константинопольской Церкви. В настоящее время эти части мощей свт. Григория пребывают в Стамбуле, в Соборе св. Георгия, и от них и доныне исходит чудное благоухание.
     Святитель Григорий Богослов оставил миру большое церковно-литературное наследие.
Им написано 45 «Слов», 245 письменных посланий, а также более 500 духовных стихотворений. За свой ораторский дар, а также за бесценный вклад в христианское богословское учение святитель Григорий был назван Церковью Вселенским учителем и Богословом. После блаженной кончины трёх великих архипастырей – свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, в Константинопольской Церкви велись долгие споры о том, кого из них надо чтить более других, а тамошние христиане называли себя кто – василианами, кто – григорианами, а кто – иоаннитами. Но в 1084г. одному из византийских архиереев было явление всех трёх великих святителей, во время которого те подтвердили своё равночестие перед Господом и повелели установить день совместного почитания их памяти. Праздник этот ныне именуется Собором Трех святителей (Трех Вселенских учителей и святителей) и отмечается Православной Церковью 30 января / 12 февраля.

Дни памяти свт. Григория Богослова:
25 января / 7 февраля – день преставления
30 января / 12 февраля – Собор Трех Вселенских учителей и святителей  

Тропарь святителю Григорию Богослову, глас 1:
Па́стырская свире́ль богосло́вия твоего́/ ри́торов победи́ трубы́,/ я́коже бо глубины́ ду́ха изыска́вшу,/ и добро́ты веща́ния приложи́шася тебе́./ Но моли́ Христа́ Бо́га, о́тче Григо́рие,// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак святителю Григорию Богослову, глас 3:
Богосло́вным язы́ком твои́м сплете́ния ри́торская разруши́вый, сла́вне,/ Правосла́вия оде́ждею, свы́ше истка́нною, Це́рковь украси́л еси́,/ ю́же и нося́щи, с на́ми зове́т твои́ми ча́ды:// ра́дуйся, о́тче, богосло́вия у́ме кра́йнейший.

Возврат к списку