Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, чудотворец и исповедник - Новости Братства сщмч. Ермогена

Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, чудотворец и исповедник

Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, чудотворец и исповедник Новости и православные праздники, стихи - изображение

     Святитель Филипп, Митрополит Московский (мирское имя – Феодор Степанович Колычёв), родился в 1507 году в г. Москве. Происхождением своим он был из именитого рода бояр Колычёвых, имевших немалый вес в Боярской думе и бывших не последними людьми при дворе нескольких московских государей. Отец его хотел видеть сына на государственной службе, благочестивая же мать его, Варвара (впоследствии в иночестве – Варсонофия), старалась воспитать сына в духе истинной веры и благочестия. В юности Феодор, будущий святитель Филипп, много читал, и чтением его были в основном Священное Писание и святоотеческие книги. Молодого боярина пожелал приблизить ко двору отец будущего государя Иоанна Грозного, Великий князь Московский, Василий III Иоаннович. Но жизнь при дворе, греховная и суетная, как и жизнь в столице, не привлекали юношу, ибо его жажда иноческой жизни, воздержания и уединенной молитвы становилась всё сильнее. Наконец, помолившись чудотворцам Московским, он оделся простолюдином, тайком покинул Первопрестольную и через какое-то время пришёл на послушание в известный по тем временам Соловецкий монастырь, что располагался на берегах Белого моря. Там ему поручены были самые тяжёлые послушания: в течение полутора лет он заготавливал дрова, а также был землекопом и мельником. Через полтора года игумен монастыря Алексий совершил над ним иноческий постриг с именем Филипп и отдал под духовное водительство старцев обители, имевших большой духовный опыт. Спустя какое-то время игумен дал ему ещё более трудное послушание – кузнеца в монастырской кузнице, где святой работал с тяжелым молотом в руках, не прекращая ни на минуту молитвенного подвига. Несмотря на такое тяжёлое трудничество, в храм к началу богослужения он всегда приходил первым, а уходил оттуда последним. Во время работы в монастырской хлебне будущему святителю Филиппу было явлено небесное знамение от образа Пресвятой Богородицы, именуемого "Хлебенный", после которого, испросив благословение у игумена монастыря, св. Филипп удалился в пустынное место, где некоторое время жил в полном уединении и строгом воздержании, усердно молясь Богу и Пресвятой Богородице. В 1546 году архиепископ Феодосий призвал его в Великий Новгород и там посвятил его во игумена Соловецкой обители, после чего св. Филипп изо всех сил постарался духовно возродить обитель (которая при нём действительно стала духовно процветать) и донести до верующих значение для Русской Православной Церкви ее основателей – преподобных Савватия и Зосимы Соловецких. При этом св. игумен Филипп не прекращал молитвенного уединения и подвига безмолвия, часто удаляясь ради этого в глухое пустынное место в 2-х верстах от обители (названное впоследствии Филипповой пустынью).

     Однако Господу угодно было иное служение святого: ставший к тому времени самодержцем Иоанн Грозный вспомнил о св. подвижнике, которого он любил ещё в юные годы, и, полагая, что найдёт в нём подлинного духовного отца, а также верного сподвижника и советника в его борьбе с мятежным боярством, призвал его возглавить Московскую митрополию и стать первосвятителем и предстоятелем Русской Православной Церкви. Святой во многом был не согласен с государем Иоанном (в частности – по вопросу государственной необходимости царской опричнины) и достаточно продолжительное время отказывался от того, чтобы возложить на себя такое великое бремя. Однако царь Иоанн уговорил св. Филиппа вступить на это служение, и 25 июля 1566 года состоялось посвящение святого Филиппа на кафедру Святителей Московских. Опричнина была создана Иоанном Грозным по образу иноческого братства, так как и сам самодержец на протяжении многих лет тяготел к монашеству. Но святитель Филипп не одобрял такого самозванного иночества, полагая, что нельзя смешивать земное и небесное служение – «служения креста и служения меча», кроме того, «братством» опричников было пролито много крови, и святитель Филипп решил противостать самодержцу и его опричникам, открыто выступив против казней и в защиту казнимых. Весной 1568г. наступил окончательный разрыв между святителем Филиппом и царём Иоанном. 2 марта царь, в сопровождении опричников, одетых в монашеские облачения, пришёл в Успенский собор Московского Кремля за благословением. Но святитель Филипп отказался дать им своё благословение, но, напротив, стал открыто говорить о беззакониях, совершаемых царёвыми опричниками, после чего казни ужесточились, а участь святителя была решена. Найдя лжесвидетелей, самодержец на собранном им специально судилище, на котором также присутствовали и члены (уже немногочисленные) Боярской думы, стал обвинять святителя во множестве якобы совершённых им преступлений не только против государства, но и против веры (святого обвиняли чуть ли не в колдовстве). Святой отверг все эти ложные обвинения и объявил, что добровольно слагает с себя сан митрополита. Но судившие его не приняли его отречение от сана и вынесли ему приговор о пожизненном заключении в темницу. После того, как приговор был уже вынесен, святителя Филиппа принудили совершить ещё одну архиерейскую службу в Успенском соборе, во время которой ворвавшиеся в храм опричники зачитали порочащее его соборное осуждение и, сорвав с него архиерейское облачение и облачив в рубище, взашей вытолкали его из храма и увезли в московский Богоявленский монастырь. Святого старца долгое время томили в застенках – в подвалах московских монастырей, держа его в оковах (забив его ноги в колодки и надев на голову тяжёлую цепь). В завершение мучители отвезли святого на пожизненное заточение в один из Тверских монастырей, где по прошествии года, 23 декабря 1569г., св. митрополит Филипп принял мученическую смерть от руки Малюты Скуратова. За три дня до своей кончины святой старец, предвидя её, приобщился Святых Христовых Таин. Честные мощи его были преданы земле за алтарем храма в том же монастыре, где он сподобился мученического венца. Позже (11 августа 1591г.) они были перенесены в Соловецкую обитель, а оттуда – 3 июля 1652г. – в Москву.

     С 1591 по 1660гг. днём памяти святителя Филиппа было 23 декабря (по юлианскому календарю), в день его мученической кончины. С 1660 года это почитание было перенесено Церковью на 9 (по новому стилю – 22) января.

 

Дни памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца

 

9/22 января – день памяти

31 мая / 13 июня

3/16 июля 

5/18 октября – в Соборе Святителей Московских

Первое воскресенье после 29 июня / 12 июля – в Соборе всех святых, в земле Тверской просиявших

 

Тропарь святителю Филиппу, митрополиту Московскому и всея России, чудотворцу и исповеднику

глас 3

Чу́до яви́ся, извеще́нием и де́лы возсия́в,/ Ду́ха Свята́го произбра́нием святи́тельства па́ству прии́м,/ открове́нием Бо́жиим це́рковь разобра́/ и велича́йшую воздви́же,/ всече́стне Фили́ппе, святи́телю вели́кий,/ мир гра́ду да́руй на́шему Москве́// и ве́лию ми́лость.

 

Ин тропарь

глас 8

Первопресто́льников прее́мниче,/ сто́лпе Правосла́вия, и́стины побо́рниче,/ но́вый испове́дниче, святи́телю Фили́ппе,/ положи́вый ду́шу за па́ству твою́,/ те́мже я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́,/ моли́ за град же и лю́ди,// чту́щия досто́йно святу́ю па́мять твою́.

 

Кондак, глас 8

Во успе́нии твое́м обрето́ша на телеси́ твое́м сокро́вище некра́домое:/ два креста́ и тяжча́йшая желе́за, е́же есть вери́ги,/ посто́м и моли́твами Бо́гу угоди́л еси́, святи́телю Фили́ппе,// моли́ Христа́ Бо́га о всех нас.

 

Ин кондак, глас 3

Правосла́вия наста́вника и и́стины провозве́стника,/ Златоу́стаго ревни́теля,/ Росси́йскаго свети́льника, Фили́ппа прему́драго восхва́лим,/ пи́щею слове́с свои́х разу́мно ча́да своя́ пита́юща,/ той бо язы́ком хвале́ния поя́ше,/ устна́ма же пе́ние веща́ше,// я́ко таи́нник Бо́жия благода́ти.

 

Ин кондак, глас 3

Я́ко со́лнце, днесь от земны́х недр возсия́ша/ честны́я твоя́ мо́щи, святи́телю./ Зе́млю же и возду́х ше́ствием твои́м освети́л еси́/ и всех ве́рных чуде́с богозна́меньми облиста́л еси́,/ чудотво́рец преди́вен и моли́твенник к Бо́гу о ми́ре изя́щен яви́ся./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:/ спаса́й нас те́плым свои́м предста́тельством,// я́ко учени́к Бо́жия благода́ти.

 

 


Возврат к списку