Святитель Григорий I Великий (Григорий Двоеслов), папа Римский - Новости Братства сщмч. Ермогена

Святитель Григорий I Великий (Григорий Двоеслов), папа Римский

Святитель Григорий I Великий (Григорий Двоеслов), папа Римский Новости и православные праздники, стихи - изображение
     Сегодня, 12/25 марта, Православная Церковь воспоминает святителя Григория I Великого, иначе именуемого Григорием Двоесловом, по мнению церковных историков – последнего православного папу Римского (590 – 604 гг.), великого латинского отца и учителя Церкви, во время своего понтификата сумевшего объединить под эгидой церковной власти Рима расколовшуюся в то время Церковь Западной Европы. 
     Как повествует предание, будущий святитель Григорий родился около 540г. в именитой и зажиточной семье римских сенаторов Анициев, многие из которых уже около столетия верой и правдой служили Святой Христовой Церкви. Его отец, именем Гордиан, занимал высокий церковно-административный пост, а мать, именем Сильвия, после кончины мужа остававшаяся вдовой и ведшая уединённый образ жизни вблизи базилики во имя св. Павла, славилась своей святой и богоугодной жизнью. О жизни будущего святителя Григория, вплоть до времени избрания его папой Римским, сведений немного. Известно, что в молодые годы св. Григорий не получил познаний в современных ему естественных науках, однако глубоко изучил грамматику, диалектику и риторику, а также многие произведения латинской литературы, все книги Священного Писания, сочинения блаженных Августина и Иеронима и свт. Амвросия Медиоланского. 
    Свт. Григорий до своего епископства на Римской кафедре нёс своё служение на разных церковных должностях, а также писал богословские сочинения, после вызывавшие восхищение у многих богословов Восточной и Западной церквей, некоторые из которых даже полагали, что красноречие его выше красноречия св. Киприана, а степень его учёности – выше учёности блаж. Августина. В 574г. св. Григория избрали префектом Рима, однако мирская жизнь не привлекала будущего святителя. На весьма значительные средства, доставшееся ему в наследство по кончине его отца, св. Григорий создавал и снабжал всем необходимым для жизнедеятельности монастыри, больницы и богадельни. Например, в Сицилии им было создано 6 иноческих обителей, а в Риме им был основан монастырь во имя св. апостола Андрея, где будущий святитель был пострижен в монахи и стал вести созерцательную молитвенную жизнь в уединении и строгом воздержании.
     В 579г. св. Григорий был рукоположен во диакона папой Пелагием II-м и отправлен им в качестве посла в столицу Византии, Константинополь, к императорскому двору (где он старался жить в уединении в узком кругу насельников обители св. Андрея, которые сопровождали его в этой поездке). Склонный к созерцательной иноческой жизни, св. Григорий, будучи против желания вовлечён в мирскую суету, видел в этом возможность жертвенного служения Господу, а необходимость преодоления разного рода искушений, связанных с этим мирским поприщем, воспринимал как спасительную. 
     Около 585-586гг. будущий святитель был отозван папой Пелагием II-м назад в Рим, а после кончины, постигшей понтифика во время эпидемии чумы, которая охватила город и окрестности, церковные иерархи и клир Рима единогласно избрали его преемником папы с просьбой возглавить Римскую епископскую кафедру. Св. Григорий счёл, что он недостоин занять такой высокий пост и, пустившись в бегство, стал скрываться в безлюдных местах, однако его вскоре разыскали и возвратили в Рим. Св. Григорий, полагая, что эпидемия чумы случилась в Риме и окрестностях по грехам их жителей, устроил и возглавил покаянное шествие по подвергшемуся бедствию городу, и во время этого шествия, как повествует предание, совершилось явное чудо: когда покаянная процессия проходила возле гробницы, расположенной невдалеке от Ватикана, в которой был захоронен император Адриан, над ротондой гробницы шествующим явился архангел Михаил. Вложив в ножны свой полыхающий меч, Св. Архистратиг засвидетельствовал этим, что мольбы горожан были услышаны, и вскоре мор в Риме и его окрестностях прекратился.
     В 590г., после полученного от византийского императора согласия, св. Григорий был рукоположен во епископы Рима, став таким образом одним из самых влиятельнейших людей Византийской империи. Резиденция римских пап находилась в южной части города, в Латеранском дворце, где свт. Григорий стал вести строгую монашескую жизнь в сообществе с другими иноками, которыми он окружил себя, удалив из церковной администрации Рима мирян и ослабив в ней позиции клира. Светское правление в Риме тогда всё более ослабевало, а власть Церкви – напротив, усиливалась, и последней тогда пришлось взять на себя большинство функций государственной власти, вплоть до необходимых мер по защите города, платы войскам и выкупа пленников на средства Церкви и (на те же средства) обеспечения сограждан и беженцев продовольствием.
     Многочисленные бедствия, постигавшие Рим во время понтификата свт. Григория I Великого, такие как длительные войны с осаждавшими тогда Рим полудикарями-лангобардами, стратегические разногласия римской кафедры с константинопольской светской властью, а также стихийные бедствия в виде моровых эпидемий, голода и наводнений, – всё это создавало впечатление приближающегося Апокалипсиса. Сложными были также взаимоотношения Римской церкви и Константинопольского патриархата. Константинопольскому патриарху Иоанну IV Постнику (годы предстоятельства – 582-595) на заседании Священного синода 587г. было дано наименование Патриарха Вселенского. Папой Римским Пелагием II-м это было воспринято как вызов, и он вынес распоряжение, что, если тот не откажется от этого наименования, посланник Рима в Константинополе должен будет прервать общение с Константинопольским предстоятелем. Этим представителем Рима в столице Византии и был тогда будущий свт. Григорий. После кончины папы Пелагия став его преемником, он также, как и тот, высказывал резкие протесты против титула «Вселенский Патриарх», считая, по его собственным словам, что «беды, обрушившиеся на империю, – это результат небрежения клира своими пастырскими обязанностями, суетности тщеславного духовенства, возлагавшего на себя „антихристианские звания“, его гордыни, разрушающей правопорядок». Сам он в своё время ответил на предложение принять титул Вселенского Патриарха твёрдым отказом, назвав себя при этом «рабом рабов Божиих».
     Даже когда свт. Григорий почувствовал приближение кончины от тяжёлого недуга, истощавшего его плоть и периодически на долгое время приковывавшего его к постели, он не оставил строгого монашеского жития. Скончался свт. Григорий I Великий в 604г., после долгой и продолжительной болезни и многочисленных испытаний, выпавших на время его понтификата.
     По мнению свт. Григория Великого о взаимоотношениях Церкви и государства, Церкви дана полнота власти с целью исполнения Ею великой миссии – обратить весь мир ко Христу и подготовить его к концу времён и славному Второму Пришествию Христову, светская же власть должна сослужить Церкви в согласии с Нею, как и последняя, всецело отдавая себя во власть Единого Бога. То есть, Церковь и империя как члены одного тела должны взаимодополнять и смирять друг друга. 
     С именем свт. Григория Двоеслова связан один из литургических чинов, написанный им – «Литургия Двоеслова Папы Римского», ныне именуемая Литургией Преждеосвящённых Даров. Также свт. Григорием были введены в практику церковного богослужения начатки хорального пения (называемого в нынешнем церковном обиходе «григорианским пением»).
     Папой Григорием I Великим написано множество трудов, чаще всего называемых «Толкования», «Беседы», или «Собеседования» (таких как толкования на многие библейские книги, проповеди под названием «Моралии на Книгу Иова», «Беседы на Евангелия», «Беседы на Книгу пророка Иезекииля», «Толкование на Песнь Песней», «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души», «Пастырское правило», и т.п.), которые стали золотым фондом западной церковной литературы. Существуют и переводы этих сочинений на русский язык.

День памяти святителя Григория I Великого (Двоеслова), папы Римского, празднуется Православной Церковью один раз в году – 12/25 марта.

Тропарь святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому, глас 4

Иже от Бога свыше Божественную благодать восприем, / славне Григорие, / и Того силою укрепляема / евангельски шествовати изволил еси. / Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне, / Егоже моли, // да спасет души наша.
Кондак святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому, глас 3

Подобоначальник показался еси Начальника пастырем Христа, / иноков чреды, отче Григорие, / ко ограде Небесней наставляя, / и оттуду научил еси стадо Христово заповедем Его, // ныне же с ними радуешися и ликуеши в Небесных кровех.

Величание
Величаем тя, / святителю отче Григорие, / чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас // Христа Бога Нашего!


Возврат к списку