0

Святой пророк Даниил и три святые отрока Анания, Азария и Мисаил

Святой пророк Даниил и три святые отрока Анания, Азария и Мисаил
     Св. пророк Даниил, четвёртый по порядку ветхозаветный библейский пророк (его именем подписана одна из пророческих книг Ветхого Завета, и поныне читаемая и почитаемая христианами всех конфессий), один из т.н. «великих пророков», по своему происхождению был иудеем из знатного рода. Около 606-607гг. до н.э., ещё будучи отроком, после того, как Иерусалим был завоёван вавилонским царём Навуходоносором, он вместе со многими другими соплеменниками был взят в вавилонский плен. В Вавилоне в течение 3-х лет молодые люди из знатных семейств, избранные для последующей службы при царском дворе, воспитывались в специальной придворной школе, изучая халдейскую грамоту и труды тамошних мудрецов. Юноши жили и обучались при дворе, получив от самого царя языческие имена вместо своих исконных, однако добровольно проводя жизнь в посте и воздержании, отказываясь от роскошных яств и вина с царского стола и питаясь только растительной пищей, которую они запивали простой водой. За это своё воздержание и преданность вере отцов они получили от Бога особые способности к наукам, коими поразили царя, принимавшего экзамен на годность к придворной службе (ибо, несмотря на свои юные годы, оказались мудрее многих вавилонских мудрецов). После экзамена будущий пророк Даниил с некоторыми другими еврейскими юношами был призван на службу ко двору. Вместе с ним на придворную службу были призваны и три его  близких друга – Анания, Азария и Мисаил.
     Вскоре будущий пророк возвысился при дворе за своё умение толковать сны, данное ему как дар от Самого Бога, разъяснив царю его сон о золотом истукане, который не мог истолковать никто из приглашённых для этого языческих мудрецов. Голова истукана, согласно этому толкованию, символизировала Вавилонское царство. Возгордившись своим положением правителя всей Земли, Навуходоносор решил воздвигнуть себе огромную золотую статую и, под страхом смертной казни через сожжение, повелел всем подданным воздать себе самому и этому идолу божеские почести. Трое друзей Даниила, Анания, Азария и Мисаил, как верные рабы Единого Истинного Бога отказались поклониться идолу, за что по приказу царя были брошены в раскалённую огненную печь. Но Ангел Господень сохранил их невредимыми от огня. Увидев, что юноши ходят в огне, и огонь не причиняет им никакого вреда, царь велел прекратить казнь и даже возвысил юношей при дворе. 
     Пророк же Даниил продолжал оставаться в чине придворного сановника не только при царе Навуходоносоре, но и при его преемниках, в частности – при царевиче Валтасаре, последнем халдейском правителе Вавилонии, которому пророк истолковал таинственное начертание «Мене, Текел, Фарес» (пер.: «Исчислено, Взвешено, Разделено»), выступившее на дворцовой стене во время кощунственного валтасарова пира, где в священные сосуды, вывезенные из разорённого Иерусалимского храма, разливали вино для увеселения гостей. Надпись эта возвещала о скорой гибели самого царевича и его царства (Валтасар погиб в ту же ночь, при взятии Вавилона персами, во главе с царём Киром II-м). Пророк Даниил также был советником Дария Мидянина, ставшего преемником погибшего Валтасара, и Кира Персидского (Дан.6:28).
     При царе Дарии святой пророк Даниил также занял высокое положение, будучи очень уважаем царём за свою неподкупность. Он наотрез отказывался брать взятки, и придворные сильно невзлюбили его за это. Им удалось убедить Дария, чтобы тот издал религиозный эдикт, предписывавший бросать в ров со львами поклонившемуся любому иному божеству, кроме самого царя. На основании этого царского указа они выдвинули обвинение против Даниила, поклонявшегося Единому Истинному Богу, в неподчинении эдикту. Даниил был схвачен и брошен в львиный ров, но Господь заградил пасти хищников, и те, несмотря на то, что были голодны, не причинили пророку никакого вреда (Дан. гл.6, гл.14:28-42). Дарий втайне сожалел об этом своём приговоре Даниилу и был весьма обрадован таким чудесным исходом, после чего повелел всем своим подданным поклоняться Богу Даниила, сохранившему того невредимым во время казни.
     По ветхозаветному преданию, Даниил дожил до глубокой старости и мирно скончался в г. Сузы (в Персии), где до сих пор сохраняется его могила. Согласно же свидетельству уже христианского святителя  Кирилла Александрийского, трое друзей его, Анания, Азария и Мисаил, уцелевшие некогда в огненной печи, были обезглавлены в той же Персии по повелению персидского царя Камбиза.

День памяти св. пророка Даниила и святых трёх отроков Анании, Азарии и Мисаила празднуется один раз в году, 17/30 декабря.

Тропарь св. пророку Даниилу и свв. трём отрокам Анании, Азаpии и Мисаилу
глас 2
Ве́лия ве́pы испpавле́ния:/ во исто́чнице пла́мене, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святи́и тpие́ о́тpоцы pа́довахуся,/ и пpоpо́к Дании́л льво́м па́стыpь я́ко о́вцам явля́шеся.// Тех моли́твами, Хpисте́ Бо́же, спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак свв. трем отрокам Анании, Азаpии и Мисаилу
глас 6
Рукопи́саннаго о́браза не поче́тше,/ но Неопи́санным Существо́м защити́вшеся, треблаже́ннии,/ в по́двизе огня́ просла́вистеся,/ среде́ же пла́мене нестерпи́маго стоя́ще, Бо́га призва́сте:/ ускори́, о Ще́дрый,/ и потщи́ся, я́ко Ми́лостив, в по́мощь на́шу,// я́ко мо́жеши хотя́й.

Возврат к списку