Яндекс.Метрика
Успенский Пост
0

14 августа – Первый день Успенского поста

14 августа – Первый день Успенского поста Новости и Православные праздники

Успе́нский пост – что это такое

     Успе́нский пост – один из 4-х многодневных постов в православном богослужебном году, наступающий спустя месяц по завершении Апостольского (Петро-Павловского) поста и учреждённый Св. Церковью ещё в древние времена (сведения о нём имеются уже в источниках V в. н.э.) в честь величайшего события в Её истории – Успения Пресвятой Богородицы. Длится он с 1 / 14 авг. по 14 / 27 авг. (день предпразднования Успения) и оканчивается празднованием Успения, совершающимся ежегодно 15 / 28 авг. Существует также мнение свт. Симеона Солунского, что пост этот христианину должно воспринимать как установленный в честь сразу двух великих торжеств – Преображения Господня и Успения Богоматери.

Исторические сведения

     Свидетельство о существовании уже в V столетии н.э. 4-х многодневных постных периодов, предписанных для каждого из времён года, имеется в одной из бесед святителя Льва I Великого (папы Римского c 440 по 461 гг.), которая была произнесена им ок. 450г. от Р.Х.
     Также известно, что августовский пост первоначально составлялся из 2-х отдельных постов – Преображенского и Успенского, установление которых совершилось позже, чем Великого и Рождественского постов. Разделялись они одним днём – днём празднования Преображения Господня (во время которого разрешалось есть мясо). Во единый пост, именуемый Успенским, они были объединены императором Львом VI Мудрым. Однако в XII столетии регламент поста, совершаемого в августе, еще не был чётко прописан, и вопрос о его продолжительности (наряду с продолжительностью Рождественского поста) был рассмотрен Константинопольским Собором 1166г. В итоге было принято соборное решение – последуя устному преданию Церкви, поститься с 1 августа и с 14 ноября.
     По иным сведениям, Успенский пост установился ок. 1000г. от Рождества Христова – как 2-я часть длительного летнего поста, установленного Св. Церковью для тех Её членов, которые по каким-либо причинам не смогли соблюсти предшествующий ему Великий пост. Ради немощи отдельных членов Св. Церкви из периода этого летнего поста Она исключила целый месяц (июль), и в итоге 1-ю часть его было постановлено заканчивать 29 июня / 12 июля, в день празднования свв. первоверховным апп. Петру и Павлу, а 2-й его частью был образован Успенский пост, который было установлено начинать 1 / 14 августа, в день празднования Изнесния честных древ Животворящего Креста Господня.
     В ряде поместных церквей и раннехристианских монашеских обителей продолжительность августовского поста доходила до 40 дней.

Духовное значение Успенского поста

     По слову свт. Симеона, архиеп. Солунского, установление августовского поста совершилось в честь Богоматери, Которая была святой и пренепорочной Девой и не имела необходимости в соблюдении поста, но, предузнав скорое Своё преставление, по обыкновению пребывала в подвигах сугубого поста и молитвы за нас. Поэтому и наш христианский долг – пребывать в посте, воспевая Её и подражая Её святой жизни – тем самым побуждая и Её молиться за нас.

Как поститься в продолжении Успенского поста

     Всякий пост требует от христианина строгой воздержности не только во вкушении пищи, но и во всех поступках, речах, чувствах и даже помыслах, однако Успенский пост не является столь строгим, как Великий, хотя он и строже, чем посты Апостольский и Рождественский. Относительно вкушения пищи в продолжении Успенского поста Св. Церковью предписано следующее:
По понедельникам, средам и пятницам предписывается сухоядение (вкушение холодной, несваренной пищи без масла).
По вторникам и четвергам дозволяется вкушение горячей пищи (также без масла).
В субботние и воскресные дни дозволяется вкушение горячей пищи с постным (растительным) маслом.
Во дни празднования Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы помимо горячей пищи с постным маслом дозволяется также вкушение рыбы и морепродуктов.

Со дня празднования Преображения Господня дозволяется вкушение винограда и яблок нового урожая, употребление которых до этого дня Церковью порицается.


Возврат к списку