Яндекс.Метрика
Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери. - Новости Братства сщмч. Ермогена

Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери.

Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери. Новости и Православные праздники
В Великий Четверг Православная Церковь вспоминает Тайную Вечерю – последнюю трапезу Иисуса Христа со своими учениками накануне Его крестных страданий и смерти. О ней говорят все четыре евангелиста, хотя раскрывают её содержание не с одинаковой полнотой. Это событие имеет для нас великое значение, так как на Тайной Вечере было установлено главное христианское Таинство – Таинство Евхаристии, дарующее нам радость соединения со Христом и надежду на вечную жизнь с Богом.

Тайная Вечеря Христа с Его учениками совершалась в пятый день недели, по нашему исчислению, в четверг. Это была последняя Ветхозаветная пасхальная трапеза, во время которой Господь Иисус Христос намеревался установить Пасху Нового Завета. Трапеза проходила в соответствии с установленной иудейской традицией.

В Ветхозаветной Церкви Пасха являлась главным еврейским праздником и праздновалась по лунному календарю 15 нисана. Она была связана с воспоминанием об исходе евреев из Египетского рабства, с последней из египетских казней, когда, в наказание за жестокосердие фараона, умерли все египетские первенцы, а израильтяне были спасены, благодаря окроплению их жилищ кровью жертвенного агнца. Это библейское событие вместе с заповедью о праздновании Пасхи описывается в книге Исход: «Наблюдай праздник опресноков… ибо в оном ты вышел из Египта» (Исх 23: 15)

Перед Пасхой евреями обычно выпекался особый пресный хлеб (мацот), который их предки в первый раз испекли, покидая Египет и не успевая в спешке приготовить квасной хлеб. Закваска стала считаться символом брожения и разложения, а опресноки, наоборот, - символом чистоты, нетронутости. Для совершения празднования Пасхи в Иерусалимском храме также закалывался пасхальный агнец, но после разрушения Храма этот обычай перестал существовать. Пасха являлась для иудеев общим семейным торжеством, в ходе которого употреблялись несколько обязательных символических блюд. Перед главой семьи ставилось блюдо, на котором находились: мацот, марор – «горькие злаки», напоминающие горькую участь израильтян в Египте; харосет – густая паста из яблок, орехов, корицы и других пряностей, напоминающая глину, из которой израильтяне в Египте делали кирпич; запеченная кость голени с кусочком мяса и крутое яйцо - они служили напоминанием о жертвенном пасхальном ягненке. Во время седера обязательно присутствовал сосуд с соленой водой как символом слёз, пролитых по поводу разрушения Храма. Св. Кирилл и Мефодий при переводе Евангелия употребили для обозначения этой чаши с солёной водой славянское слово «солило». Далее, в течение трапезы необходимо было выпить 4 бокала вина, которые символизировали четыре этапа избавления Израиля, четыре эпохи: избрание Авраама, освобождение из египетского рабства, защита народа Богом от врагов в изгнании, приход Машиаха (Мессии).

На Тайной Вечере – как нам известно из Евангелия, а также от апостола Павла –отсутствует традиционный пасхальный агнец, тем более, что Иерусалимский храм в то время не был разрушен, и жертва заклания агнца ещё совершалась. Ответ на вопрос, почему на Тайной Вечере нет агнца, даёт апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7), то есть, пасхальным Ангнцем является Сам Христос. Агнцем Божиим называл Христа и Иоанн Предтеча: «Вот Агнец Божий, Который берёт на себя грех мира» (Ин. 1:29). Также и в первые века христианства Спаситель часто изображался в образе Агнца, а в настоящее время «агнцем» называется просфора, из которой на Литургии во время Евхаристии вырезается евхаристический хлеб.

Совершение пасхальной трапезы у иудеев сопровождалось чтением пасхальной Агады (практического руководства по проведению праздника). Если сравнить повествование Евангелий с содержанием Агады, то можно увидеть, что Иисус Христос на Тайной Вечере фактически совершает пасхальный седер, наполненный, однако, абсолютно новым содержанием и смыслом.

Главным мотивом еврейской Пасхи являлось воспоминание (циккарон). При этом, вспоминая давнее историческое событие, иудей должен был ощущать себя его участником и переживать его не как прошлое, а как настоящее. Например, совершая седер, он сам должен чувствовать себя исходящим из египетского плена вместе со своим народом. Так и христианин во время Евхаристии ощущает себя участником Тайной Вечери. Это ощущение ясно выражено в словах молитвы: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими». Когда совершающий Тайную Вечерю Христос произносит слова: «Сие творите в Моё воспоминание», то Он употребляет слово циккарон в соответствии с установленным ритуалом.

Трапеза иудеев начинается с освящения вина (кидуш). Глава семьи берёт чашу с вином и читает над ней благословение: «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградный». Затем чаша передаётся по кругу с чтением молитвы.

Так же и Спаситель в самом начале Тайной Вечери, «взяв чашу и благодарив, сказал: примите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие». «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им» (Лк 22: 17-19).

Мы видим, что хлеб и вино являются двумя основными элементами Тайной Вечери, как и на пасхальном седере. Господь берёт хлеб, с молитвой благословляет его, и говорит: «…сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся» (Лк. 22: 19). Восклицание «Сие есть Тело Моё» перекликается с фразой из Агады: «Сие есть скудный хлеб, который ели наши предки в земле египетской».

В конце Тайной Вечери, опять же в соответствии с установленной традицией, Господь берёт чашу с вином, благословляет её и произносит: «…сие есть Кровь Моя нового завета» (Мф. 26:28), напоминая тем самым слова из книги Исход (24: 8). Так Иисус Христос осуществляет ритуал, который более тысячи лет ежегодно повторялся в Палестине, но Спаситель предлагает не «скудный хлеб» и вино, а Тело Своё и Кровь Свою, то есть под видом хлеба и вина – Самого Себя. Эта и есть главная отличительная черта христианства, которая наиболее полно проявилась именно в Тайной Вечере.

В древний ритуал Христос вложил всю новизну Евангелия и научил не только Своих учеников, но и всех христиан таинству Евхаристии, в котором заключена вся полнота христианской жизни. Слова Христа «Сие творите в Моё воспоминание» (Лк. 22:19), сказанные Господом на Тайной Вечере, стали заветом Христа и основой установления главного богослужения нашей Церкви – Божественной Литургии. Именно через Литургию может быть достигнуто глубокое мистическое единение верующего со Христом

Возврат к списку