15 июня – Вселенская Троицкая Родительская суббота - Новости Братства сщмч. Ермогена

15 июня – Вселенская Троицкая Родительская суббота

15 июня – Вселенская Троицкая Родительская суббота Новости и православные праздники, стихи - изображение
     Заповедь о почтении к родителям является одной из десяти заповедей Десятислова, некогда данного людям Богом через пророка Моисея на святой горе Синай, поэтому святой долг всякого православного верующего – молитвенно ходатайствовать перед Господом о загробной участи ушедших в мир иной родных и близких, а также всех усопших в правой вере отцах и братиях, прося за них (и для них) у Господа прощения и отпущения прегрешений. 
     В православной церковной практике, помимо ежедневных заупокойных поминовений усопших в правой вере близких (таких как заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня после успения, а также сорокоусты), выделены отдельные, особые дни, установленные Св. Церковью для усиленного общецерковного поминовения почивших. Это, как правило, субботы, которые по-церковному именуются «поминальными Родительскими субботами». Итак, «Родительские субботы» – это обобщённое название дат сугубого поминовения усопших. Всего в богослужебном году таких суббот – 9, но из этих 9-и особо важными являются 2 поминальные субботы, именуемые Вселенскими – Мясопустная и Троицкая (предшествующая величайшему Двунадесятому празднику – Дню Святой Троицы, или иначе – Святой Пятидесятнице). Ключевое значение, которое заключают в себе Вселенские (т.е. установленные для всей Вселенской Церкви) заупокойные богослужения – это общецерковное молитвенное предстояние за наших усопших близких, а также за всех прежде почивших в правой вере христиан, в независимости от того, насколько они близки лично каждому из нас. В эти дни совершают такие заупокойные богослужения как парастасы, панихиды, заупокойные литии. Следует помнить, что общецерковные службы Вселенских Родительских суббот, как правило, начинают совершаться уже с вечера, в канун субботы (т.е. вечером пятницы), т.к. церковный богослужебный день всегда начинается с предшествующего вечера. Однако важнейшее поминовение усопших совершается в субботу, во время Божественной Литургии (которую в православных храмах обычно служат по утрам). Заупокойное богослужение в храме в разы важнее для наших почивших близких, нежели посещение кладбища, и здесь необходимо соблюдать приоритеты: сначала совершается заупокойное богослужение, а затем уже происходит посещение могил почивших близких на кладбище. Над могилой православными верующими совершается так называемое «поминовение мирским чином», а для поминовения по полному церковному чину приглашается священнослужитель.
   И немного – о продуктах или угощении, которые приносятся верующими «на канун» (или «на помин»). В раннехристианской Церкви угощение приносилось в храм для совершения общей поминальной трапезы. В наше время это – скорее пожертвование священнослужителям и всем труждающимся в храме – на помин души усопшего.

Как православным верующим достодолжным образом посещать кладбище? 
     Придя на кладбище, поминающим своих близких нужно зажечь над могилой церковные свечи и отслужить литию. Точное значение слова «лития» – «усиленное моление». Для того, чтобы отслужить литию полным чином, следует пригласить из храма священника. Однако есть ещё краткий чин, который может совершаться и мирянами. Те, кто пожелает, могут также прочитать особый акафист о упокоении. Окончив молитвословие, можно привести в порядок могилу либо тихо постоять над нею, воспоминая почившего или почивших. Не приветствуется трапеза над могилой и тем паче – распитие спиртного на могиле, также не приветствуется языческая традиция заливать в могилу спиртные напитки, так как этим бессмысленным и не угодным Богу действием мы можем лишь оскорбить и Бога, и память наших почивших близких. Традиция оставления на могиле рюмки водки и куска хлеба (как бы «для усопшего») – тоже языческая, и соблюдение её православными христианами – недопустимо. Не приветствуется и оставление на могилах угощения – гораздо правильнее раздать это угощение бедным или оставить в храме для нуждающихся.


Возврат к списку