Освященное масло: правда или обман?
Прежде, чем объяснить причину, по какой я взялся за написание данной статьи, кратко скажу о себе. Я – рядовой прихожанин Русской Православной церкви. Воцерковлен с 1991 года. Из почти 30-летнего стажа моего пребывания в лоне Матери-Церкви, более 15 лет я работал непосредственно при храмах: распространителем религиозной литературы, сторожем, ответственным за работу с молодежью, преподавателем Закона Божьего и на других должностях. Закончил Свято-Тихоновский богословский институт (ныне – университет), получив дипломную специальность «Эксперт в области теологии». Сменил три храма (перемещаясь за своим духовником). Последние 10 лет являюсь постоянным прихожанином четвертого. Общался с десятками священнослужителей. К чему я здесь даю столь развернутую информацию о своей религиозной биографии? Да к тому, чтобы возможные читатели данной статьи имели представление о том, что я не понаслышке знаком с церковной жизнью и кое-что смыслю в православном катехизисе.
А теперь о главном, ради чего я взялся за перо. За три десятилетия я многое узнал, изучил, постиг на собственном опыте. Избавился от всех околоцерковных предрассудков, коими грешат иные верующие, многое сам могу объяснить (и объяснял) новоначальным христианам. Но одно единственное я так и не смог выяснить для самого себя: откуда такое обилие освящянных масел от разных православных святынь, продаваемых в церковных лавках, и являются ли эти масла действительно освященными, т.е. насколько можно верить этикеткам на этих маленьких пузырьках? В нынешний век тотального поклонения Золотому тельцу, когда главным принципом существования для большинства членов нашего общества стала прибыль любой ценой, а мошенничество уже является чуть ли не официальной профессией, трудно поверить, что зараза незаконного стяжательств миновала Церковь. Уж слишком много развелось всевозможных фирм и фирмочек, продающих освященное масло, причем в любом количестве и в любом ассортименте с доставкой по всей стране. Насколько я помню, в начале 90-х годов прошлого века ничего подобного не было. Первый свой пузырек с освященным маслом я получил в 1996 году, когда в Москву привезли честную главу Пантелеимона-целителя. Получил бесплатно, отстояв огромную очередь к мощам святого. Да и насколько я знаю, до революции тоже не торговали в церквах освященным маслом. За ним ходили в дальние паломничества, чтобы благоговейно набрать из лампад, горевших у чудотворных икон или у мощей угодников Божьих. Или пользовались маслом, полученным после Таинства Соборования.
Все воцерковленные люди знают, как освящается вода во время водосвятных молебнов, ибо воочию это видели. После прочтения специальных молитв и текста из Евангелия от Иоанна священник призывает Духа Святаго и трижды погружает Распятие в воду. Только после этого она становится освященной. Но кто видел, как освящается масло (если не считать освящения елея во время Таинства Соборования)? Я, во всяком случае, ни разу не видел. И это при всем при том, что за 30 лет был постоянным прихожанином четырех храмов, был на Богослужениях в разных монастырях, а так же в десятках церквей и церквушек во многих городах и селах России. Я ни разу не слышал, чтобы священники читали специальные молитвословия именно на освящение масла. Означает ли это, что освященное масло является неким массовым обманом, чисто коммерческим проектом? Разумеется, нет! Масло из лампад, горящих перед чудотворными иконами и над мощами святых, особенно после отлуженного перед ними соборного молебна, бесспорно, насыщается благодатной Божественной энергией и обретает животворящие свойства. Я даже уверен, что в каждой лампаде каждого храма масло уже освященное, ведь Дух Литургии, особенно Таинства Евхаристии, во время которого Иисус Христос реально входит в причастников, не может не коснуться всего, что находиться под церковными сводами. Поэтому, по аналогии с каплей святой воды, которая освящает ведро обычной, капля масла из лампады (я уверен) освящает определенное количество обычного масла. Взяв по благословению священника немного такого маслица, любой прихожанин может принести его домой и влить в бутылочку купленного в магазине или аптеке растительного или вазелинового масла, таким образом, сделав его освященным. Тут все понятно.
Но как происходит освящение масла в промышленных условиях? Вот, представьте себе, стоят перед разливочным аппаратом десятки бочек. Логично предположить, что в каждую предварительно вливается хотя бы крохотный пузырек настоящей святыни. Но на следующий день процедура должна повториться. И так изо дня в день? Но где набраться столько пузырьков действительно освященного масла? Неужели фирмы по его розливу постоянно отправляют своих представителей ко всем чудотворным иконам и мощам святых? Неужели оплачивают им командировки по всей России и за рубеж? Неужели эти посланники фирм набирают такое количество масла из святых лампад, что могут переправлять его на свое производство многолитровыми бидонами? Как-то верится с трудом. А, если честно, то не верится вообще. Совсем нереальная картинка получается.
Самые добросовестные фирмы по розливу и оптовой реализации освященного масла, где работают совестливые православные люди, я уверен, все-таки добавляют в промышленные объемы обычного масла немного масла, доставленного к ним из разных святых мест и от разных святынь. Но это уже не пузырек на бочку, а, скорее всего, пузырек на цистерну. Да и цистерну эту можно потом заполнять несколько раз, мотивируя тем, что хоть одна молекула ранее освященного масла там осталась, и этого достаточно. Достаточно ли? Не знаю. Поэтому сошлюсь на пример с Крещенской водой. Разве вы видели в каком-либо храме, чтобы Крещенская вода раздавалась на протяжение длительного времени? Ну, от силы несколько дней ее смешивают с обычной водой. А потом баки убирают и ставят привычную емкость для воды, освящаемой на водосвятных молебнах, которая обновляется каждое воскресенье или чаще. Ведь даже Плоть и Кровь Христовы верующий человек принимает в себя не один раз, а постоянно на протяжении всей жизни. Что уж говорить о физическом веществе, пусть и вобравшем в себя Божественную благодать?
Это, что касается добросовестных фирм, как правило, долго уже работающих на церковном рынке и заботящихся о своей репутации. А если «разливальную контору» возглавляют люди недобросовестные и даже не имеющие никакого отношения к Православию, для которых служение «ее величеству Прибыли» является главной целью? Как вы думаете, будет ли их заботить, что содержится в полиэтиленовых пузырьках с красочными наклейками, на которых указаны десятки наименований православных святынь? Главное – ассортимент. Главное – удовлетворение любого спроса. И как можно больше заказов. И для этого в дело вступает верховная жрица Золотого тельца – Реклама. У кого реклама заманчивей, тот и выигрывает борьбу за потенциальных покупателей. А закон рынка гласит: чем больше средств вкладывается в рекламу, тем меньше можно обращать внимания на качество. И уже не важно для оптовых торговцев: предлагаемое масло освящено или нет на мощах великого святого или у известной чудотворной иконы. Все можно разливать из одного многотонного бака – были бы наклейки на пузырьках разные. И ведь подобных алчных мотыльков вокруг Матери-Церкви, думаю, вьется бесчисленное множество. И у всех, я уверен, имеются лицензии и сертификаты качества, которые гарантируют подлинность освященного масла, доставляемого со всех уголков России и Европы. Только, вот, можно ли верить этим сертификатам? В наше время подделывают и не такие документы. Но, если сертификат и настоящий, полученный, скажем, из самого Афона, где гарантия, что продукт подлинный? Это, как в издательском деле. Заплатят автору за тираж в 3000 экземпляров оговоренную в договоре сумму, а если книга будет пользоваться спросом, ее станут переиздавать под той же обложкой бессчетное количество раз. Бизнес. Ничего личного!
Конечно, даже неосвященное масло может приносить болящему облегчение и исцелять. Вспомните эффект плацебо. Это, когда человеку предлагают совершенно нейтральное вещество под видом сильнодействующего лекарства, и убеждают страждущего, что оно поможет. И тогда главным целительным средством становится вера. То же самое происходит и с обычным маслом, залитым в пузырек с наклейкой, на которой помещена икона почитаемого святого или Матери Божьей. Недаром Господь сказал: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Ведь, если человек не верит в целительную силу подлинной святыни, она и не явит на нем своего целительного свойства. А если верит безоговорочно, то… Как я однажды прочел у одного праведного старца, Господь и кости животного может наделить живительной силой святых мощей – была бы незыблемой вера и крепкое упование на милость Божию.
Но это никак не оправдывает недобросовестных продавцов оптом якобы «освященного» масла. Я ни в коей мере не призываю верующих отказаться от его приобретения. И сам никогда не отказывался и не откажусь. И пользуюсь им постоянно. Просто сливаю содержимое из нескольких пузырьков в один сосуд, с надеждой, что хотя бы в одном окажется истинно освященное маслице. А еще я стараюсь покупать эти пузыречки в тех местах, где находятся мощи святого или чудотворная икона, имя и название которых обозначены на этикетке.
Здесь опасность заключается в другом. Давая возможность дельцам от религии наживаться на вере людей, мы тем самым допускаем в лоно Матери-Церкви тлетворный дух стяжательства и наживы, тот дух, что исходит от мертвой плоти Золотого тельца. Мы становимся невольными соучастниками невидимого мистического акта – смешения лжи и Истины. Смешение это происходит медленно и неощутимо, и вроде бы не касается ни одного из нас. Но, если в сладкую воду по капле добавлять горькую и делать это регулярно, то однажды наступит момент, когда горечь станет привычной, и уже именно она будет казаться сладостью. Так, что же делать в таком случае? Я считаю, что поставки освященного масла должна взять под контроль особая церковная комиссия при поддержке правоохранительных органов и православной общественности. Как это осуществить? Извините, не знаю. Я, будучи рядовым прихожанином РПЦ, лишь задал вопрос, который давно меня волнует. Ответ на него найти может только соборный разум Народа Божьего.
Игорь Гревцев, журналист, общественный деятель